Large img 2870

«Достижения и планы республики совпадают с новыми национальными приоритетами»

Доклад Главы Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2017 год

Уважаемые народные депутаты!

Уважаемые жители республики!
В соответствии с Конституционным законом представляю вам ежегодный доклад об итогах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2017 год.Срок полномочий парламента действующего созыва завершается. В следующий раз отчёт главы будет принимать уже новый состав Государственного Собрания (Ил Тумэн). Поэтому, прежде всего,  хотел бы поблагодарить народных депутатов за системную и плодотворную работу. Мне приходится взаимодействовать с парламентом республики начиная с 90-х годов, так что у меня есть моральное право давать определённые оценки. На мой взгляд, этот созыв оказался самым результативным, как с точки зрения законотворчества, так и с точки зрения эффективного взаимодействия с правительством, с населением республики. В острой полемике, дискуссиях, спорах рождались нужные для народа законодательные акты. В открытых обсуждениях с общественностью находились оптимальные решения. Спасибо вам, уважаемые депутаты. Надеюсь, что осенью придут не менее квалифицированные, подготовленные, конструктивно мыслящие люди. 

Теперь – к самому отчёту.

Image title


В принципе результаты социально-экономического развития республики за минувший год, по которым можно сложить мнение о качестве работы правительства республики, уже многократно озвучивались. Несмотря на объективные сложности, главные цели, которые мы ставили перед собой в 2017 году, достигнуты. Темпы роста экономики сохранены. Социальные обязательства выполнены. Запланированные инфраструктурные и социальные объекты построены и введены.

Сегодняшний свой доклад, с вашего позволения, построю в первую очередь на основе развёрнутых ответов на острые вопросы якутян, которые поступают в мой адрес. Отчёт о работе органов власти – это возможность проанализировать и обобщить многое из того, чем живёт наш регион и что волнует наших людей.

Первое. Мнение населения для нас, лично для меня, безусловно, ключевой ориентир. И в республике, как вы знаете, ведётся  постоянный мониторинг ситуации в различных областях с помощью социологических опросов. Озвучу результаты последнего исследования, проведенного Информационным центром при Главе РС(Я) в апреле текущего года. Свыше 70% опрошенных якутян в целом удовлетворены своим материальным положением, а каждый пятый считает его хорошим. Оценки социально-экономической и общественно-политической ситуации в республике в 2017 году также в большинстве своём удовлетворительные.

Второе. Каждый гражданин, каждая семья и каждый народ всегда должны стремиться к более достойной, счастливой жизни. И действия органов власти, как на уровне республики, так и на федеральном уровне полностью подчинены именно этой цели. Но хочу подчеркнуть, что определять, улучшается или ухудшается жизнь можно только по объективным показателям.  А судить о том, какие долгосрочные тенденции преобладают в той или иной сфере, можно только на основе многолетних показателей и в сравнении.

Третье. Мы должны согласиться, что всегда присутствует субъективное восприятие человеком или группой людей уровня своего благополучия. Вряд ли когда-нибудь наступит такое время, когда все без исключения будут довольны качеством своей жизни. Человек всегда стремится к большему, всегда испытывает недостаток того, чего у него ещё нет. При этом всякое улучшение неизменно порождает новые, ещё более высокие желания и потребности.

Напомню, Президент России В.В.Путин на своей инаугурации две недели назад чётко сформулировал девиз нашей работы на ближайшие годы. Он звучит так: «Россия – для людей». Цели, которые обозначил глава государства – это дальнейшее улучшение демографии, здоровья и образования, развитие городской среды, благоустройство  и безопасность, экология. По всем этим направлениям в нашей республике  ведётся предметная работа и по многим из них есть достойные результаты.

Image title


Ожидаемая продолжительность жизни населения Якутии с 2010 года увеличилась с 66,7 до 71,6 года, то есть ровно на пять лет.

В рейтинге развития человеческого капитала Якутия является лидером на Дальнем Востоке. Добавлю, что средний возраст экономически активного населения в нашей республике составляет меньше сорока лет, и это наименьший показатель среди регионов ДФО.

Ещё пример. В Докладе Аналитического центра при Правительстве РФ о человеческом развитии в России в 2017 году Республика Саха (Якутия) занимает 9 строчку в стране.

При всём этом, рассуждая о качестве жизни, мы не должны забывать о том, что живём в одном из самых экстремальных по климату регионов на планете с огромной территорией, очень низкой плотностью населения, крайне слабой инфраструктурой, тяжелейшей логистикой. Это объективные факторы, которые мешают нам развиваться, усложняют решение абсолютно любой проблемы.

Как бы мы ни старались, у нас никогда не будет зимой также комфортно и вольготно, как в средней полосе России. Как бы мы не желали удешевить доставку грузов, строительство капитальных объектов, затраты на электроэнергию или авиаперевозки, всё это в любом случае будет дороже, чем в «материковых» регионах, неизолированных от магистральных транспортных и энергетических сетей.  По обеспеченности населения инженерными коммуникациями мы намного отстаём от общероссийских показателей.  

Или возьмём сельское хозяйство. Как бы ни пахал якутский крестьянин, его возможности сужает зона рискованного земледелия. То же самое касается предпринимательства. Условия  для развития бизнеса в республике в силу уже упомянутых причин существенно уступают конкурентным преимуществам густонаселённых и более интегрированных между собой регионов.  Мы понимаем, что объективно роль местного производства в формировании валового регионального продукта в сегодняшних условиях не может быть значительной. Просто потому что перечень рентабельной продукции, которую мы можем производить у себя в республике, ограничен транспортными затратами и пределами доступности рынков сбыта. Но мы всё равно стремимся и делаем всё для того, чтобы наращивать и расширять местное производство. Другого пути у нас нет.

Уважаемые коллеги!

Несмотря на все многочисленные объективные и субъективные минусы, о которых мы обычно громко не кричим, экономика Якутии на протяжении всех последних лет неуклонно растёт. По объёму ВРП мы уже близки к психологически важной отметке в 1 млн. рублей в год на душу населения и традиционно входим в первую десятку российских регионов.

Главным двигателем экономики республики остаётся добывающая промышленность, обеспечивая более 60% собственных доходов консолидированного бюджета. При этом более половины налоговых поступлений мы получаем от деятельности пяти крупнейших  компаний – «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз»,  «Транснефть», «Якутскэнерго» и «Таас-Юрях-Нефтегазодобыча».

Image title

Значительные перспективы отраслей, ориентированных на международные и общероссийские рынки – это наше безусловное преимущество, но с этим же связаны и вполне определённые риски. Из-за конъюнктурных колебаний на мировых товарных рынках в прошлом году мы недополучили по налогу на прибыль более 10 млрд. рублей.

Тем не менее, доходы государственного бюджета с 2010 года увеличились почти вдвое. При этом доля собственных доходов в бюджете республики за этот период выросла с 54% до 69%. С учётом роста собственных доходов, доля федеральной поддержки в нашем бюджете сокращается, но при этом в абсолютных цифрах растёт. 

Подчёркиваю: Якутия получает огромные средства из федерального бюджета не потому, что от кого-то зависит или не зависит, а потому что мы всегда объективно доказываем, что все особенности самого крупного региона страны должны учитываться и все федеральные программы должны обязательно работать на его территории.  Речь идёт о полномочиях Правительства РФ, которые оно обязано выполнять в интересах нашей республики и её жителей, россиян.

Другое дело, что в рабочем порядке у руководства республики, лично у меня периодически возникают вопросы по поводу методики формирования межбюджетных отношений. Мы активно продвигаем свои инициативы, конструктивно и основательно отстаиваем свою позицию.  В частности, мы выступаем категорически против введённого механизма консолидированных групп налогоплательщиков, потому что республика недополучает определённый объём платежей.  

Напомню также, в конце прошлого года нам удалось убедить коллег из Минфина России в том, что Республика Саха (Якутия) не готова к переходу на так называемый модельный бюджет. Мы доказываем объективность высокого уровня расходных обязательств республики и в конечном итоге вошли в число немногих регионов, которые сохранили свою финансовую самостоятельность, отказавшись от заключения соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов. Всё это стало возможным во многом благодаря тому, что объём государственного долга Якутии на 1 января 2018 года остаётся на экономически безопасном уровне, а в целом в республике обеспечивается высокое качество управления финансами, что подтверждается соответствующими рейтингами международных агентств.

И сразу очень коротко о расходах нашего бюджета. Просто чтобы было понятно. За последние семь лет расходная часть бюджета республики выросла в два раза – до 186,3 млрд. рублей в 2017 году. При этом, конечно, в первую очередь у нас увеличились расходы на социальную сферу, притом многократно. Также по объективным причинам выросли расходы на обеспечение жизнедеятельности (ЖКХ) в 3,9 раза. На поддержку региональной экономики направлено в 2,5 раза больше средств, чем в 2010 году, в том числе на развитие агропромышленного комплекса в 1,5 раза, транспорта в 5,2 раза. Просил бы задуматься над этими цифрами и понять, что за каждой из этих статей расходов стоит решение конкретных проблем людей.

Image title

Уважаемые коллеги! Много вопросов поступает по поводу повышения доходов и зарплат, социальной помощи малоимущим.

Повышение реальных доходов населения – один из приоритетов государства. Конечно, в первую очередь, это заработная плата. Уже говорил и ещё раз заявляю: чего бы нам это не стоило, даже если где-то пострадают другие статьи расходов, средств на увеличение заработной платы бюджетников (подчёркиваю, бюджетников, а не чиновников) мы не жалели и жалеть не будем. Напомню, в рамках «майских указов» 2012 года, по качеству реализации которых Якутия находится в тройке лидеров, зарплата целевых категорий работников бюджетной сферы повышена существенно.

Для наглядности несколько примеров. Зарплата ведущего библиотекаря Алданской межпоселенческой централизованной библиотечной системы в 2016 году составляла 35 613 рублей, в 2017 году (после повышения) – 67 373 рубля.

В Олекминской средней школе № 1 учитель высшей категории со стажем работы свыше 15 лет с учебной нагрузкой 18 часов в 2012 году получал зарплату в размере 39 778 рублей, в 2018 году – 62 498 рублей. В той же школе молодой учитель без стажа работы с аналогичной нагрузкой в 2012 году получал 18 280 рублей, в 2018 году – 39 282 рублей. Хотя сразу оговорюсь, что зарплата учителей зависит от многих факторов. Но чтобы понять, что положительная динамика налицо, думаю, приведённые цифры выглядят убедительно. В некоторых школах увеличение зарплаты отдельных специалистов за шесть лет доходит до 300%. Это данные Министерства образования и науки РС(Я).  

Также с 1 мая 2018 года повысился минимальный размер оплаты труда, к которому применяются районные коэффициенты. Если раньше МРОТ составлял у нас 18–19 тысяч рублей, то сегодня сумма доходит до 30 тысяч рублей. Это тоже очень большая нагрузка для бюджета Якутии. Но повторяю, чего бы ни стоило, мы этот вопрос решим. Потому что речь идет о доходах людей.  

И ещё вот интересная, показательная, с моей точки зрения, аналитика. Если в 2009 году зарплату ниже величины прожиточного минимума в республике получали 43 тысячи работников организаций (это примерно 15%), то в 2017 году численность таких работников сократилась более чем в 2 раза, до 18 тысяч человек. Конечно, есть над чем работать, но прогресс заметен.

Image title

Далее. Наша задача – с учётом темпов инфляции также обеспечивать необходимый рост доходов социально уязвимых категорий. Это можно сделать путём концентрации средств на адресную поддержку нуждающимся, усилением персонификации социальной помощи.

В рамках реализации прошлогоднего указа «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в РС(Я)» сформирован единый список домохозяйств, особо нуждающихся в дополнительных мерах поддержки. Более чем 24 тысячам семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию (это примерно 9% населения республики), за небольшой период уже оказана единовременная помощь на приобретение продуктов питания и одежды, заключено 920 социальных контрактов о взаимных обязательствах, из них 90% в сельской местности. Конечно, приоритет при предоставлении государственной социальной помощи отдается семьям с детьми, прежде всего многодетным.

Успешные результаты по сопровождению получателей социальных контрактов тоже есть. Например, многодетная семья Бехтюевых в Таттинском улусе в октябре прошлого года заключила социальный контракт на 193 тысячи рублей и оказывает парикмахерские услуги. Доход семьи увеличился с 2 тысяч до 60 тысяч рублей, что позволило семье переехать от родственников в отдельный дом. В Верхне-Бытантайском наслеге одна заявительница заключила контракт на 218 тыс. руб. и обеспечивает хлебом весь наслег, её общий доход составляет 70 тысяч рублей в месяц.

Молодым семьям при рождении первого ребенка назначается единовременная компенсационная выплата для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов питания. За 2014-2016 годы такую помощь получили более 4 тысяч семей. Для семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, установлено ежемесячное пособие на детей в возрасте до 16 лет. Мы сохранили республиканский материнский капитал. Многодетной семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума в республике, на каждого ребенка-школьника назначается ежегодная выплата для приобретения одежды. И так далее. Эту работу мы будем продолжать, расширять, совершенствовать подходы и по оценке нуждаемости домохозяйств, и по повышению эффективности социальной защиты.

Следующий блок вопросов связан с проблемами села, местным производством.  

Уважаемые коллеги, за 2010-2017 годы на поддержку АПК Республики Саха (Якутия) в рамках отраслевой государственной программы из бюджета РС(Я) направлено более 70 миллиардов.

В 2016 году принят Закон РС(Я) «О развитии сельского хозяйства», усовершенствованы механизмы государственной поддержки. Как результат, по итогам 2017 года объём производства продукции сельского хозяйства в республике впервые за много лет начал расти.

По нашим оценкам основной вклад в увеличение объёмов продукции внесли крестьянские (фермерские) хозяйства. Этому способствовала реализация программы по поддержке фермеров. С 2012 года господдержку на сумму порядка 1,7 млрд. рублей получили почти 800 фермеров, кроме того они сами вложили в реализацию своих проектов более 77 млн. рублей собственных и заемных средств.

Image title

Уважаемые коллеги!

За последние годы в рамках отраслевой республиканской программы построено 288 конебаз, 65 животноводческих комплексов и коровников почти на 10 тысяч голов, 19 овощехранилищ, 22 объекта переработки с/х продукции, другие капитальные объекты. В ряде муниципальных образований созданы пилотные проекты по внедрению механизмов гарантированного закупа, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Но всегда ли государственная поддержка даёт ожидаемый результат? Всегда ли эффективно расходуются государственные деньги?

Приведу два примера конкретных скотоводческих хозяйств. Это ООО «Илгэ» из села Абага Амгинского улуса и СХПК «Победа» из села Боробул Таттинского улуса. И то, и другое предприятие получили приблизительно одинаковый объём средств по программе финансового оздоровления у нас в республике.  

В первом хозяйстве поголовье КРС и валовой надой молока увеличились в полтора раза, среднегодовой удой на 1 корову вырос практически на треть (до 3 тысяч кг), получение приплода – на 56%, годовая выручка от реализации продукции возросла на 37% (с 13 до 31 млн. рублей),  соответственно заработная плата работников за три года поднялась на 82%.

Во втором хозяйстве поголовье КРС снизилось на 37% (почти на 150 голов), валовой надой молока упал на 44% (с 400 до 220 тонн), получение приплода снизилось вдвое (с 200 до 100 голов). Годовая выручка от реализации продукции сократилась на 26% (с 21 до 15 млн. рублей). Про повышение зарплаты говорить, сами понимаете, не приходится.

Таких примеров противоположного эффекта от использования господдержки достаточно. Резонансные случаи неэффективного использования средств начинающими фермерами и факты ненадлежащего использования племенных животных установлены в ряде хозяйств Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского районов. Почему это происходит? Помощь государства – это всего лишь процентов тридцать успеха. Остальные семьдесят зависят от ответственности  самого хозяина, от его умения грамотно вести производство, планировать, экономить, где-то выгадывать и обязательно видеть перспективу, развивать технологическую базу. Если предпринимательское чутьё и рачительность у крестьянина есть, результат появляется.

В ООО «Ампаардаах» Вилюйского района среднегодовой удой молока составил 3 610 килограммов. А в чём секрет? Да никаких секретов нет. Просто люди работают над проблемой, думают, как с меньшими затратами получить больше, и показывают результат.  Вновь повторю то, что говорил полгода назад в своём Послании – надо пересмотреть отношение к такому понятию как производительность труда. 

Теперь что касается безработицы и бедности в сельской местности. Уважаемые