Large otchet 2014 01

Залог успеха – ответственное управление, конкурентоспособная экономика и гражданская активность

Отчет Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2013 год, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые народные депутаты!
В соответствии с Конституционным законом «О Президенте РС(Я)» представляю вам ежегодный отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Хочу напомнить, что отчёт исполнительных органов власти перед населением республики в основном завершён. Итоговые формализованные показатели, статистические данные за прошлый год опубликованы и в полном объёме доведены до общественности. Поэтому постараюсь сегодня охарактеризовать результаты деятельности органов власти в стратегическом плане, сосредоточиться прежде всего на общих тенденциях нашей совместной работы, сделать более глубокие выводы.

Уважаемые коллеги!
Несмотря на сложнейшие турбулентные явления в мире, в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) сохраняется экономическая, политическая и межнациональная стабильность. Более того, мы последовательно и достаточно уверенно движемся намеченным курсом, достигая пусть медленного, но неуклонного повышения уровня жизни людей.
Пока мы можем только прогнозировать, какие последствия повлечёт за собой украинский кризис в дальнейшем. Но текущий характер взаимоотношений России и Запада даёт все основания полагать, что в ближайшие годы и десятилетия экономическая архитектура нашего государства будет ещё стремительнее  интегрироваться в Азиатско-Тихоокеанский регион, на Ближний Восток.
Минувший год вновь стал поворотным с точки зрения государственной политики в отношении Дальнего Востока. Произведена её серьезная корректировка в части укрепления властной вертикали и пересмотра основных программных документов. Это объективный и по большому счету объяснимый шаг руководства страны.
Ещё одна глобальная тема –  непосредственное участие республики в процессах, связанных с возрождением Арктической зоны.
Ярким примером защиты интересов нашего государства стало признание комиссией ООН анклава Охотского моря частью российского континентального шельфа. Восстанавливается военное присутствие России на Новосибирских островах,  открыта научная станция на острове Самойловский в дельте Лены, в рамках председательства Республики Саха (Якутия) в Северном Форуме проведена структурная реформа этой организации, обозначено её участие в работе межгосударственного Арктического Совета.
Дальше нам необходимо добиться официального включения целого ряда районов республики в Арктическую зону России. Устранить сохраняющиеся пробелы в  федеральном законодательстве по защите прав коренных малочисленных народов на охоту и рыболовство. Продолжить усилия по отдельным вопросам в сфере недропользования, охраны окружающей среды, развития альтернативных видов энергетики. С учетом всего этого,  2014 год объявлен в Республике Саха (Якутия) Годом Арктики.
Роль Якутии в общероссийской политике действительно усиливается. Республика Саха по праву является одним из территориальных и экономических оплотов нашей страны. Но в равной степени это говорит о том, что население республики должно получать максимально возможную выгоду от потенциала, которым обладает наш уникальный край. Этот потенциал надо конвертировать в реальные доходы людей.
Мы знаем, что запросы жителей промышленных, сельскохозяйственных и арктических районов республики в чем-то разнятся. Но это ничего не меняет. Потому что желание быть успешнее, жить комфортнее и иметь больше возможностей, в том числе финансовых, оправдано для любого человека. Будь это кочующий северный оленевод или мирнинский горняк, конторский служащий из Якутска или начинающий сельский предприниматель. Мы разные, но мы все – жители Якутии. И мы все хотим материального благополучия,  тепла и уюта.

Уважаемые товарищи!
Приступая к обязанностям президента, помимо предметных целей и задач, я определил для себя три сверхзадачи, которые, по сути, вытекают одна из другой.
Первая заключалась в том, чтобы изменить качество государственного и муниципального управления. Повысить мотивацию чиновников работать на людей и ради людей. Стремиться  выявлять и упреждать проблемы раньше.
Несомненно, основную ответственность за судьбу республики, за всё, что происходит на её территории, несёт президент. Но точно также главы муниципальных образований должны нести всю полноту ответственности за свои территории. Руководители министерств и ведомств – за свои отрасли, директора – за свои предприятия и коллективы.
Нами реализовано немало инициатив, направленных на перенастройку устаревших и непродуктивных механизмов, на формирование более эффективной, отвечающей современным требованиям модели работы органов власти.
От несвойственных полномочий исполнительного органа власти освобождена Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), ее численность сокращена. На две трети обновлён руководящий состав министерств и ведомств.
Здесь уместно сказать о том, что мы вообще начали в корне менять кадровую политику. Сформирован управленческий резерв, внедряется система ротации по отраслям. Потребности в кадрах теперь взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития республики.  С учетом этого, открываются новые специальности в высших и профессионально-технических учебных заведениях. Следующим шагом станет создание Высшей школы инновационного менеджмента, которая выступит конечным звеном в системе подготовки менеджеров нового поколения.
Считаю, что нам удалось повысить персональную ответственность госслужащих. К руководителям исполнительных органов государственной власти республики за 2010-2014 годы применено 60 дисциплинарных взысканий, в том числе по решению Президента РС(Я) – 43 дисциплинарных взыскания. Были и резонансные увольнения. Хотя факты ненадлежащего поведения отдельных руководителей выявляются и сейчас. Уверяю вас, что ни один такой факт не останется безнаказанным.
Сформированная в 2011 году структура исполнительных органов власти изначально была заточена под переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования, что сегодня в полной мере осуществлено. Благодаря этому обеспечена прозрачность расходования средств и надлежащий контроль за достижением целевых показателей.
Упорядочена структура территориальных подразделений в районах – районные учреждения здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, профессионального образования, ветеринарии, лесничества, редакции районных газет теперь находятся в ведении республики. Это оправдано и закономерно.  С другой стороны, в ведение районов переданы функции управления сельским хозяйством и территориальные финансовые органы.
Правильное распределение полномочий и компетенций по вертикали, принцип субсидиарности – это вообще один из краеугольных  камней в управлении. И на мой взгляд, при всех сохраняющихся недостатках, структура власти в республике стала более гибкой и сбалансированной, а самое главное, она стала ещё ближе к народу.
Зоны ответственности между субъектами власти очерчены достаточно четко. Но вместе с тем, у нас имеется широкий инструментарий для консолидированных, совместных действий. Органы исполнительной власти республики уже не замкнуты в узковедомственных рамках, а ориентированы на комплексную работу для достижения общего конечного результата. Девиз «Проявлять инициативу, работать на результат», озвученный мной в первом Послании четыре года назад, члены правительства республики, по-моему, усвоили достаточно прочно.
Министерства и ведомства стали более взвешенно подходить и к стратегическому планированию.
Наряду с республиканскими программами, которые синхронизированы с соответствующими федеральными документами, мы находим иные стимулы для развития тех или иных приоритетных направлений, территорий и отраслей. Я имею в виду провозглашение Года единения и дружбы народов, Года села и Пятилетия устойчивого развития села, Года Арктики, Года народной инициативы в городе Якутске. Сюда же относится проведение крупных соревнований, форумов, празднование больших юбилейных дат, таких как 100-летие государственности республики. Всё это дает нам возможность сконцентрировать вокруг решения отдельных значимых задач дополнительные управленческие и финансовые ресурсы, сплотить людей.
Следующий момент. Нам удалось добиться того, что федеральные органы власти стали более внимательно относиться к постановочным вопросам республики, принимать и учитывать замечания, связанные с нашими особенностями, детально вникать в наши проблемы. Мы активно продвигаем интересы Якутии и Дальнего Востока на федеральном уровне. Лично мной, руководством и членами Правительства РС(Я) проводятся десятки встреч и совещаний в Москве и на Дальнем Востоке. Республику регулярно посещают и сами руководители многих федеральных министерств и ведомств. Теперь легче перечислить тех из них, кто еще не бывал в Якутии.
Безусловно, это дает республике большую свободу при проведении бюджетной и налоговой политики.
В некоторых случаях мы также получаем исключительные полномочия по  распоряжению собственностью. Наиболее яркие примеры:  сохранение участия республики в управлении компанией «АЛРОСА», возвращение в собственность Якутии контрольного пакета акций ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».
Далее. В органах исполнительной власти, на мой взгляд, заметно усилена контрольно-аналитическая деятельность.
Обеспечена информационная открытость и прозрачность органов власти, системное освещение деятельности президента, правительства, министерств и ведомств в средствах массовой информации. При этом в Якутии все печатные издания, телерадиокомпании и интернет-сайты выражают свою точку зрения  абсолютно свободно, даже если их позиция не совпадает с официальной позицией региональных и местных властей. Руководителям исполнительных органов государственной власти предписано рассматривать критические публикации в СМИ, в установленные сроки реагировать на них.
Государственные и муниципальные услуги в республике с каждым годом становятся доступнее. В прошлом году уже 86 тысяч человек воспользовались электронными услугами, созданы отдельные порталы образовательных и медицинских услуг. Начинается внедрение универсальной электронной карты для упрощённого доступа к государственным и муниципальным услугам.
Создан отдельный уполномоченный орган по размещению государственных заказов. Из общего объема размещенных заказов в сумме 55 млрд. рублей получена экономия почти на 4,5 млрд. рублей, что является показателем эффективной работы в данном направлении. В «Национальном рейтинге прозрачности закупок» за прошлый год Якутии присвоено звание «Регион с высоким уровнем прозрачности». Наряду с повышением ответственности, установлением юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, это позволяет вести более качественную работу по противодействию коррупционным проявлениям.
Реальную пользу приносит институт закрепленных сотрудников органов государственной власти, учреждений и организаций за каждым поселением республики. Путём такого преодоления административных барьеров многие проблемы решаются оперативнее.
Также добавлю, что правительству поручено с этого года обновить методику своей работы по итогам ежегодных отчётов перед населением. Отныне с каждым муниципальным образованием будет заключаться соглашение, учитывающее все предложения и пожелания жителей того или иного поселения.
В целом считаю, что сегодня Республика Саха (Якутия) отвечает критериям региона с неплохим уровнем эффективности деятельности органов исполнительной власти. Хотя, безусловно, это не повод для самоуспокоения.

Уважаемые коллеги!
Вторая сверхзадача, которую я ставил перед собой, приступая к обязанностям президента, заключалась в том, чтобы еще лучше адаптировать республику к реалиям рыночных отношений. Научить якутян встраиваться в современную экономическую действительность. Повысить конкурентоспособность нашего северного региона и его жителей, опираясь на принцип пяти «И» – инвестиции, инфраструктура, институты, инновации, интеллект.
Правительство республики в ежедневном режиме занимается проблемами, так или иначе связанными с реальным сектором экономики. И положительные результаты есть, они видны.
Компания «АЛРОСА», успешно преодолев кризис, вышла в лидеры мирового алмазного рынка. Частичная приватизация акций «АЛРОСА» принесла республике около 18 миллиардов рублей, которые будут направлены на снос ветхого и аварийного жилья и строительство социальных объектов. А сохранение контрольного пакета акций алмазной компании в государственной собственности имеет без преувеличения судьбоносный характер для будущего республики.
В прошлом году принято принципиальное решение по освоению Чаяндинского месторождения и строительству  магистрального газопровода «Сила Сибири» в рамках Восточной газовой программы. Остаётся решить вопрос о цене газа с основным его получателем.
Конъюнктура мировых цен на экспортные виды товаров способствовала возрастанию интереса инвесторов к Томторскому месторождению редкоземельных металлов, и мы уже близки к началу его разработки. Томтор открывает новые горизонты для развития всей Арктической зоны республики.
За минувший год мы усилили взаимодействие с федеральными органами власти по вариантам развития энергетической и транспортной инфраструктуры в целях освоения Томпонского горнопромышленного района.  Прирост добычи золота на 18 процентов обусловлен освоением новых месторождений в Алданском, Оймяконском и Олёкминском районах.
Конечно, не всё и не везде идет гладко. Неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке металлов и угля сказывается на реализации проекта Эльгинского месторождения и в целом проектов Комплексного развития Южной Якутии. Но и здесь мы не отступаем, стараемся действовать на опережение. Две недели назад по итогам совещания у вице-премьера Правительства РФ Аркадия Владимировича Дворковича принято решение, что эксплуатация месторождения «Таежное» должна начаться в установленные ранее сроки – не позднее 2016 года. Это принципиальный вопрос для жителей Нерюнгринского района,  для увеличения поступления налогов в местный бюджет.
На развитие транспортной инфраструктуры республики в прошлом году направлены рекордные 35 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 24 млрд. рублей. Продолжится строительство пускового комплекса станции Нижний Бестях. Правительством России принято решение о строительстве автодорожного мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Это будет первый масштабный проект государственно-частного партнёрства в республике на условиях концессии.
Огромные средства вкладываются в развитие электроэнергетики. Начинается строительство Якутской ГРЭС-2.
За 2010-2013 годы достигнут устойчивый рост основных видов промышленной продукции.  Невзирая на сложные макроэкономические условия, объем валового регионального продукта республики по итогам 2013 года удалось удержать на прежнем уровне. При этом динамика отдельных показателей у нас выше, чем по России в целом – по индексу промышленного производства, росту внешнеторгового оборота, вводу жилья, обороту розничной торговли.
В течение прошлого года Республика Саха (Якутия) занимала 8 место среди всех субъектов России по развитию реального сектора экономики. Сегодня Якутия входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения, который за прошедший год превысил 600 тыс. рублей, что в полтора раза выше уровня 2010 года и в три раза выше уровня 2006 года. Но я напомню, уважаемые коллеги, что к 2022 году, когда мы будем отмечать 100-летие государственности республики, нынешний показатель должен увеличиться ещё почти вдвое.
За последние годы в республике выстроена прогрессивная инвестиционная политика, основные принципы которой закреплены в Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) и Стандарте деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Созданы субъекты развития инвестиционной деятельности – Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), Центр стратегических исследований, Венчурная компания «Якутия».
Среди регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха лидирует по объему инвестиций в основной капитал. Но нам и в дальнейшем необходимо формирование непрерывного инвестиционного потока, так как рост инвестиций напрямую влияет на качество жизни.
Правительству республики предстоит использовать лучшие практики в области построения конструктивного диалога с инвесторами и формирования благоприятного инвестиционного климата.  Обеспечить жесткий контроль и мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг инвесторам.
Развитие инновационной деятельности – это готовность к освоению и внедрению передовых научных технологий и наработок.
Сегодня в Якутии созданы и успешно действуют малые инновационные предприятия, технопарки, центры трансфера технологий, коллективного пользования, коворкинги, биотехнологический кластер. Далее нужно привлекать инновационные компании в регион, наращивать число стартапов. Для этого у нас есть и организационные условия, и соответствующая инфраструктура, и кадровый потенциал.
Продукция наших предприятий уже выходит на всероссийский и международный уровень.  Важную роль в реализации такого подхода мы отводим развитию региональной IT-отрасли.
С целью воспроизводства научного потенциала республики на системной основе создан Научно-образовательный фонд поддержки молодых ученых Республики Саха (Якутия).
Определяющим направлением работы правительства республики по развитию инноваций становится создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Здесь используется два инструмента. Первый – это прямая финансовая поддержка в виде грантов начинающим инновационным предприятиям. Данные меры введены в 2010 году, за счет привлечения федеральных средств они наращиваются.  Второй – это развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование и развитие кластеров.
Хочу затронуть и еще один фактор, влияющий на благоприятный инвестиционный климат – это межрегиональные связи. Поручаю правительству республики проработать вопрос вступления Якутии в Ассоциацию инновационных регионов России. Считаю необходимым использовать потенциал такой формы работы.  Это расширит возможности поддержки наших субъектов инновационной деятельности.
Существенной составляющей нашей работы является политика по развитию малого и среднего предпринимательства, так как на этот сектор приходится более 10% занятых в экономике.
За 2010-2013 годы на поддержку малого и среднего бизнеса из различных источников направлено более 4,5 млрд. рублей. В результате поддержку получили более 13 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства – почти треть всех предпринимателей республики.
Влияние малого бизнеса на экономическое развитие республики можно считать положительным. По количеству малых предприятий (порядка 47 тысяч) Якутия занимает 3 место среди регионов Дальневосточного округа. Доходы бюджета республики от субъектов предпринимательства по специальным налоговым режимам за 2013 год  достигли 2,6 млрд. рублей, что на 70%  выше уровня 2010 года.
Но, подчёркивая достигнутые показатели, нельзя сказать, что наш малый бизнес реализовал даже половину имеющегося у него потенциала. Нам придётся и дальше работать над повышением эффективности мер государственной поддержки предпринимательства.

Уважаемые коллеги!
В рамках Года села по 12 основным направлениям было увеличено финансирование мероприятий, призванных улучшить качество жизни на селе. Объявлена Пятилетка устойчивого развития села. Правительство республики должно принять обновленный план действий.
Колоссальную роль должна сыграть сельская кооперация. Её основу составляют районные заготовительные кооперативы. В этом смысле мы возлагаем большие надежды на муниципальные районы, которые получили право самостоятельно определять получателей средств и ставки субсидий.         Кооперация в совместном содержании скота тормозится высокими затратами на строительство современных механизированных ферм. За три  последних года введено 15 механизированных ферм и 50 коровников хозспособом. При этом уровень механизации скотопомещений всё еще недостаточный.
Кооперация в землепользовании сдерживается неурегулированными земельными вопросами. На решение этой проблемы нацелено создание районных муниципальных учреждений земельного контроля, в ведение которых переходят наслежные землеустроители. После этого будет запущен механизм изъятия сельхозугодий у недобросовестных собственников и арендаторов.
С 2012 года начата поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации на конкурсной основе – по 10 млн. рублей ежегодно. Кроме того, кредитным кооперативам предоставлено 34 млн. рублей субсидий на возмещение процентов по кредитам. В результате за четыре года пайщиками получено более 900 млн. рублей займов на развитие отраслей АПК. Совместно с Россельхозбанком внедряется пилотный проект банковского кредитования через кредитную кооперацию на 400 млн. рублей.
Каждое решение, связанное с селом, даётся нам тяжело. Ведь при ежегодном увеличении финансирования сельского хозяйства основные параметры сельхозпроизводства не растут.
Да, мы много теряем из-за ежегодных стихийных бедствий, которые пока не оставляют нас в покое.  Вы прекрасно знаете, какой ущерб нанесен аграрной отрасли республики  за последние годы. Тем не менее, рынок есть рынок. Его законы суровы, но справедливы.  Поэтому объемы и механизмы государственной поддержки сельского хозяйства больше никогда не будут «слепыми».  Каждый вложенный рубль должен оправдываться. И речь идет не только о производстве, но и о социальных инвестициях.
Напомню еще раз, что в этом же русле начата практика заключения соглашений о социально-экономическом развитии поселений при строительстве объектов в рамках Инвестиционной программы республики.
Призываю вас, уважаемые народные депутаты, проявить активность при разработке нового закона республики о развитии сельского хозяйства. Этот закон призван определить наиболее действенные механизмы поддержки отрасли и повысить эффективность использования бюджетных средств. Будет лучше, если мы вместе учтём в этом законе буквально каждый нюанс, исходя из реальных потребностей и возможностей селян.

Уважаемые друзья!
Сегодняшние обстоятельства таковы, что не всё подчинено только действиям власти. Именно поэтому с моей стороны звучат постоянные призывы о необходимости повышения конкурентоспособности каждого якутянина.
Понятно, что, в конечном счете, многое зависит от желания и воли самого человека. Но чтобы помочь людям почувствовать себя увереннее в новой экономической реальности, где на первый план выходят ценность культурного и духовного развития, ценность знаний и высокий образовательный уровень, ценность здорового образа жизни, ценность добросовестного труда и уважения к труду, действия органов власти республики всецело подчинены созданию соответствующих условий и стимулов.
Строительство десятков школ и детских садов,  преимущественно в сельских поселениях, конечно, вызвано прежде всего необходимостью обновления устаревшей материально-технической базы. Но при этом каждая новая школа, каждый новый детский сад – это готовые площадки для повышения качества образования, роста педагогической и воспитательной культуры не только преподавателей, но и родителей.
Всё более востребовано развитие информационных технологий в образовании, создание различных механизмов для поддержки детских и молодежных инициатив, для усиления мотивации и роста профессионального мастерства школьных преподавателей (Единое детское движение «Дьулуур», деловые игры «МИНИСТР», «Молодой фермер», «ПРОФИ-учитель» и так далее).
Определяющим фактором становится уровень компетенции кадров, творческий потенциал работников. Иначе говоря, интеллектуальный капитал. Поэтому одновременно с развитием экономического потенциала мы должны работать над созданием полноценного регионального образовательного кластера.
Также ставится задача – планомерно перестраивать существующую систему профессионального образования, подготовки кадров для реального сектора экономики. В области профобразования мы стремимся к полному переходу от госзаказа к целевой контрактной подготовке, как я уже сказал, исходя прежде всего из потребностей промышленности, транспорта и энергетики. Работа в этом направлении начата: за 3 года в учреждениях начального и среднего профессионального образования республики открыто 14 новых специальностей технического профиля. Из 8,5 тысяч выпускников учреждений профобразования целевым образом трудоустроено 67 процентов.
В 2013 году по данным рейтинга Агентства социальных исследований группы РИА-Новости Республика Саха (Якутия) заняла второе место по степени привлекательности среднего профобразования для учащихся и заинтересованности работодателей. В рейтинге участия в конкурсах профессионального мастерства по различным рабочим компетенциям (по международным стандартам) республика входит в первую десятку российских регионов.
Мы не просто так занимаемся профилактикой алкоголизма и наркомании, принимаем непопулярные ограничения по времени продажи спиртосодержащей продукции. Меры борьбы с зеленым змием  нужно ещё расширять.  Нельзя отступаться от этой линии. Потому что наши действия направлены на здоровьесбережение якутян. Не все бросят пить. Это понятно. Но задумается каждый. А чем больше людей будут задумываться о пагубности пьянства и делать выводы, тем больше мы получим спасенных жизней, сохраненных семей, счастливых и живущих в достатке детей.
Мы не просто так продолжаем пропагандировать здоровый образ жизни. Это тоже часть политики, направленной на повышение конкурентоспособности якутян. Доказано, что проведение любого соревнования повышает интерес людей к занятиям спортом.
Впервые в республике образованы самостоятельные структуры по детско-юношескому спорту, адаптивной физкультуре и спорту, зимним видам спорта, что еще больше повышает вовлеченность населения. Зайдите сегодня в бассейн «Чолбон» или в центр «Дохсун». Они всегда полны, там всегда слышны детские голоса. Народ с удовольствием посещает тренировки. Строятся спортивные объекты и в районах республики. Пусть даже хозяйственным способом. Главное, что есть польза. Доля населения республики, систематически занимающегося физкультурой и спортом, уже достигла 25 процентов. И я уверен, эта цифра еще подрастет.
Ключевым направлением в здравоохранении в 2013 году была всеобщая диспансеризация отдельных категорий населения. В республике ежегодно расширяется масштаб выездной помощи квалифицированными врачами – только в прошлом году выявлено 3,5 тыс. пациентов с впервые установленным диагнозом, которые не имели возможности добраться до районных центров и городов. За 4 года введено 27 больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений. Но я задаюсь вопросом: неужели медицина Якутии, достигшая признанных успехов в проведении сложнейших операций на сердце, пересадке органов, выхаживании новорожденных с экстремально низкой массой тела и так далее, не может распространить этот высокий уровень на всю территорию республики? Я думаю, что может. 
В прошлом году принят республиканский закон о культуре, призванный решить накопившиеся многолетние проблемы этой отрасли.
В Якутии сохраняется разветвленная сеть более чем из тысячи библиотек и клубов, нескольких десятков музеев, детских школ искусств, театрально-концертных учреждений. Сегодня на первый план выходит проблема низкого уровня платежеспособного спроса населения на услуги учреждений культуры. Для её решения нужно опираться прежде всего на  использование формы многофункциональных культурных комплексов.  Специально с этой целью учреждены гранты сельским поселениям, создается сеть публичных электронных библиотек, сельских модельных библиотек, в два раза возросло количество виртуальных музеев.
Как вы знаете, 2014 год объявлен Годом культуры в Российской Федерации. Его реализация должна быть наполнена реальными содержательными мероприятиями.
С понятием внутренней культуры человека неразрывно связано понятие ответственности. Каждый житель республики должен осознавать, что от его действий всегда что-то зависит – не только материальные вещи, но и настрой окружающих.

Уважаемые коллеги!

Третья сверхзадача, которую я ставил перед собой, вступая в должность главы республики – пробудить общественную активность, вселить в якутян веру в свои собственные силы и возможности, прежде всего на основе повышения роли институтов гражданского общества, некоммерческих организаций и объединений. Рано или поздно мы должны прийти к тому, чтобы самоорганизация населения, гражданская культура стала для всех жителей республики нормой, обычным делом.
С этой целью в своё время была создана Общественная палата РС(Я).  В прошлом году с этой же целью мной был подписан указ «О повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной социальной политики».
Конечно, гражданская активность должна опираться на соответствующую базу. Сейчас у нас насчитывается почти две тысячи некоммерческих организаций. Крепкой сплачивающей силой остаются свыше четырёхсот профсоюзных организаций, объединяющих порядка двухсот двадцати тысяч человек.
Отрадно, что начали проявлять себя отраслевые сообщества республики. За последние четыре года проведены первые учредительные съезды инженеров, юристов, терапевтов, педиатров, кочевых родовых общин. В этом году проведен первый съезд социальных работников. Именно перед отраслевыми сообществами стоит задача внедрения саморегулирования. Они должны брать на себя излишние административные функции органов власти и тем самым обеспечивать прозрачность бюджетного и управленческого процесса.
Внедряется формат отраслевых форумов как уникальных площадок для обмена опытом.  Только в прошлом году проведены форумы работников сферы бытового обслуживания, работников ЖКХ, инвестиционный форум агропромышленного комплекса.
В 2012 году проведен первый гражданский форум Якутии с охватом более 500 общественных организаций. Растет участие представителей общественности в принятии ключевых управленческих решений – количество  консультационно-совещательных органов при президенте и правительстве республики возросло до пятидесяти девяти.
На более практическом уровне должны проявлять себя общественные советы при исполнительных органах власти и органах местного самоуправления. Как уже не раз говорилось, интенсивность и массовость проявлений общественной инициативы во многом зависит от  руководителей на местах. От их усилий, от их неравнодушия.
Самоорганизация граждан обретает решающее значение и с точки зрения улучшения работы целых отраслей. Например, за четыре года количество товариществ собственников жилья в республике возросло с пятисот до семисот двадцати четырёх.  Но этого всё равно недостаточно для реального повышения качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых для двадцати тысяч многоквартирных домов. Вот где в полную силу должны были проявить себя общественные организации!
На селе эту роль должны повсеместно брать на себя түөлбэ – исконная форма общественной самоорганизации народа саха, которая уже хорошо себя зарекомендовала в современных условиях. Именно на основе движущей силы түөлбэ, как выражения инициативы самого населения, ежегодно вводятся объекты в рамках движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке». За четыре года введено 157 таких объектов.
До сознания людей доходит, что гражданская активность должна выражаться не через пустопорожние протестные высказывания на просторах интернета, а через непосредственное участие  в решении конкретных вопросов, которые раньше считались исключительно прерогативой властей.
Как пример, борьба с преступностью. Буквально на прошлой неделе в Совете Федерации одобрен Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». У нас в республике в ближайшее время должны появиться аналогичные нормативные правовые акты, регулирующие все вопросы, которые имеют отношение к участию граждан в охране общественного порядка.
Важность межэтнических отношений в реализации социально-экономических задач подчеркнута тем, что в 2012 году принята отдельная пятилетняя государственная программа «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия)».
Социологический опрос населения, проведенный осенью 2013 года, показал, что почти половина респондентов оценивает межнациональные отношения в республике как стабильные. Более 75 процентов опрошенных утверждают о стабильных межнациональных отношениях в коллективе и в быту.
Вместе с тем нельзя умалчивать об отдельных точках напряженности. Достаточно много опрошенных в Якутске и Мегино-Кангаласском улусе сетуют на наличие определенных проблем в межнациональных отношениях. Более 20 процентов жителей тех же муниципальных образований говорят о неблагополучных межрелигиозных отношениях.

Уважаемые коллеги!
Чего же нам удалось добиться с точки зрения улучшения конкретных показателей качества жизни в республике? Приведу некоторые данные.

С 1 января 2014 года государственная гарантия по оплате труда в республике доведена до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал 2013 года, что составляет 12,5 тысяч рублей в месяц. Это очень хороший результат, поскольку еще в 2010 году минимальная зарплата была ниже прожиточного минимума почти на 40 процентов.
Мы сумели улучшить структуру занятости в пользу производственных отраслей. При снижении уровня безработицы на 1,5 процента и росте числа занятых в экономике почти на 4 процента, численность региональных и местных чиновников сократилась на 12 процентов, а доля работников бюджетной сферы в общей численности занятых сокращена с 36 до 32 процентов.
Мы выполняем все обязательства по федеральному и республиканскому регистру социальной поддержки отдельных категорий граждан. Очень востребованными стали новые направления социальной поддержки – единовременная материальная помощь на газификацию жилья, подключение к электроотоплению и централизованному теплоснабжению, заключение социальных контрактов на ведение личного подсобного хозяйства, организацию собственного дела по производству товаров и оказанию услуг.
В части обеспечения жильем нуждающихся категорий граждан за четыре года с помощью государства улучшены жилищные условия 13 тысяч семей. Всего за этот период введено 1 млн. 400 тысяч квадратных метров жилья.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства введено 260 новых котельных. Второй год подряд все основные предприятия ЖКХ завершают без убытков. Начата масштабная работа по подключению жилого сектора к центральному отоплению и электроотоплению. Только за прошлый год подключено к указанным видам благоустройства более двух тысяч семей, из которых почти половина воспользовалась адресной социальной помощью. Продолжается масштабная газификация жилья.
Доля расходов на социально-культурные мероприятия в консолидированном бюджете республики увеличена с 53 до почти 59 процентов.
Большие усилия предпринимаются для обновления изношенного фонда недвижимости в отраслях социальной сферы. За последние годы построено 253 объекта социальной сферы. По Инвестиционной программе больше всего строятся объекты общего образования, спорта, здравоохранения и социальной защиты.
В республике сохраняется стабильная демографическая ситуация. Число родившихся в прошлом году превысило число умерших в 2 раза, естественный прирост населения отмечается в 33-х районах республики.
Оценка социального самочувствия населения выявила наибольшую долю неудовлетворенных жилищно-коммунальным хозяйством, экологией,  медицинской помощью.  Этим направлениям нам с вами нужно уделять особенно пристальное внимание.

Уважаемые народные депутаты!
Конкретные задачи на этот год и среднесрочный период уже определены в моем октябрьском Бюджетном послании и февральском Послании Государственному Собранию. Не буду их повторять.
Однако мне всё же хотелось бы высказать в ваш адрес ряд пожеланий для усиления работы по наиболее значимым аспектам.
Первое. Это скорейшее принятие Программы социально-экономического развития республики на период до 2025 и основных направлений до 2030 года.
Второе. Организация масштабной работы по внесению проектов федеральных законов по вопросам недропользования, охраны окружающей среды, здравоохранения, отраслям материального производства и другим сферам, где необходимо учитывать особенности Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Третье. Включение предложений Республики Саха (Якутия) в проекты федеральных программ по развитию Арктической зоны России, а также по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона».
Четвертое. Еще раз подчеркиваю: в рамках Пятилетки устойчивого развития села необходимо принятие единого закона о развитии сельского хозяйства с признанием утратившими силу законов по отдельным отраслям и направлениям сельского хозяйства.
Пятое. Принятие закона об общественном контроле в Республике Саха (Якутия), предусматривающего усиление роли общественных организаций в управлении социально-экономическими процессами и в изменении потребительских настроений граждан.
Шестое. Организация эффективного взаимодействия с институтом Уполномоченных (по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов Севера).
Седьмое. Повышение роли органов местного самоуправления в законотворческой деятельности, в том числе через созданный Совет председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов при парламенте республики. Первоочередной задачей в этой работе должна стать выработка более действенных механизмов исполнения вопросов местного значения на законодательном уровне.
Восьмое. Расширение практики общественной экспертизы законопроектов, в том числе в формате выездных заседаний профильных комитетов.
И последнее. Организация системной работы с избирателями в части выявления и пресечения прямых нарушений прав и гарантий граждан, с исключением вмешательства в программно-целевой метод бюджетного финансирования.

Просил бы вас со всей душой энергично поработать по этим пунктам.
В заключение сердечно поздравляю вас, дорогие коллеги, с 20-летним юбилеем парламента республики. Желаю вам быть ближе к своим избирателям и не жалеть сил во имя благополучия и процветания родной республики.

Спасибо.