Large otchet 2013 02

От стабильности – к улучшению качества жизни!

Отчет Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2012 год, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Отчет Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2012 год, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Уважаемый Виталий Николаевич!
Уважаемые народные депутаты!

Сегодняшний отчет о результатах деятельности исполнительных органов власти перед парламентом четвёртого созыва – последний. Через год отчет будет представлен уже новому составу Государственного Собрания (Ил Тумэн), который приступит к своим полномочиям после предстоящих осенних выборов.
Исходя из этого, думаю, сегодня мало подвести итоги только за 2012 год. Надо взглянуть на ситуацию шире. Проанализировать нашу с вами совместную работу за период моей деятельности на посту главы Якутии – начиная с середины 2010 года.
Конечно, срок не такой большой. Но полагаю, что это будет полезно. Прежде всего, чтобы сверить достигнутые показатели с теми целями, которые мы перед собой ставили. Понять динамику основных процессов, определяющих жизнь Якутии. Понять, откуда у людей запрос на глубокие поэтапные перемены и чего нам еще не хватает для более уверенного движения вперед. Причем не только с точки зрения выработки конкретных управленческих решений, но и с точки зрения понимания определенных законов жизни, которые надо принимать и учитывать.

***

Уважаемые коллеги!
Приступая к обязанностям президента республики, я нацеливал свою команду на то, чтобы добиваться улучшения качества жизни в республике по всем направлениям. Не ограничиваясь только экономикой или только социальной сферой. Только крупными проектами или только сельским хозяйством.  Любая проблема, которая есть, должна быть принята во внимание и решаться. Независимо от того, на каком уровне требуется решение –  на муниципальном, республиканском или федеральном. Это я всегда подчеркиваю своим коллегам.
Все приоритеты нашей долгосрочной политики сконцентрированы в основополагающих документах –  озвученных ранее посланиях и отчетах президента,  утвержденных государственных программах, республиканских законах и решениях правительства, которые вам хорошо известны.  Подчеркну, что большой опорой для нас являются долгосрочные стратегические Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года, так как их содержание полностью отвечает запросам российского общества, в том числе запросам якутян.
В восьми моих предыдущих программных выступлениях, начиная с июня 2010 года, было определено свыше 250 задач по 30 ключевым направлениям.
Эти задачи не берутся с потолка. Они актуализируются с учетом специально организуемых среди населения социологических исследований. А также с учетом многочисленных встреч с жителями республики, проводимых мной и членами правительства.
Как президент республики, в отличие от своих предшественников, я стремлюсь вести постоянный равноправный диалог и с населением, и с органами власти, в том числе с депутатским корпусом. На традиционных встречах перед каждым пленарным заседанием я информирую руководство парламента, лидеров фракций и народных депутатов обо всех текущих делах. Поэтому постараюсь подробно остановиться только на основных результатах нашей работы.
Вначале подведу общие итоги. Скажу о тех позитивных переменах, которые, на мой  взгляд, мы уже можем занести себе в актив?
Прежде всего, как и было обещано мной с этой трибуны при вступлении в должность президента, курс на обеспечение поступательного развития республики сегодня сохраняется.
Продолжена диверсификация и модернизация экономики, создание новых отраслей промышленности и производственной инфраструктуры.
Мы придали новый импульс развитию научно-технического потенциала республики. Изменены принципы деятельности научных учреждений в сторону разработок, имеющих инженерно-практическую значимость. Обеспечиваются условия для повсеместного внедрения инноваций.
В развитие  программно-целевого метода управления экономикой мы перешли на программно-целевой принцип формирования и исполнения государственного бюджета. Это дает максимальную прозрачность,  эффективность, а главное – комплексный подход в решении тех или иных задач.
Мы сделали шаги в сторону дальнейшего совершенствования системы местного самоуправления, усиления финансово-экономической базы и реальных полномочий муниципальных органов власти.
Мы в корне пересмотрели формы и механизмы государственной поддержки сельского хозяйства, придя к окончательному пониманию того, что нам не удастся изменить в лучшую сторону производственные показатели, пока качественно не изменятся сами условия жизни в сельской местности.
Мы устраняем практически все административные барьеры для малого и среднего бизнеса. Со стороны руководства республики предпринимательству оказывается постоянная поддержка и различные преференции.
В республике планомерно повышается заработная плата, ремонтируются дороги, продолжается газификация,  возводятся новые социальные объекты, идет масштабный снос ветхого жилья. Сделан упор на обеспечение граждан доступным и комфортным жильем.
Мы не просто сохранили традиционные направления социальной политики, а существенно расширили их, выделив  гуманитарную компоненту. Особое внимание в эти годы отводим вопросам национально-культурного развития и духовного состояния общества, консолидации жителей республики. Органы власти становятся ближе к народу. Сегодня это хорошо чувствуется.
На новый уровень вышла молодежная и семейная политика. В ранг приоритетных государственных задач республики возведено воспитание подрастающего поколения, поддержка детских инициатив. Усилия руководства республики сосредоточены на формировании здорового, активного, творчески мыслящего и конкурентоспособного человека-созидателя.
Повышены предъявляемые требования и исполнительская  дисциплина руководителей всех уровней, вплоть до хозяйствующих субъектов. Во многом это происходит благодаря постоянному открытому диалогу президента и правительства, глав муниципальных районов и городских округов, представителей местных органов власти с населением.  В период моего пребывания в должности Президента Республики Саха (Якутия) в целях повышения персональной ответственности дисциплинарным  взысканиям  – выговорам и замечаниям – за различные проступки подвергнуто 36 руководителей различных министерств и ведомств, назначаемых указом президента республики.
Несмотря на сохраняющуюся консервативность общества в целом, мы начали колоссальную по значимости работу, связанную с формированием системы общественного контроля.
Решая самостоятельно перспективные и текущие задачи, органы исполнительной власти республики в эти годы стали много и тесно взаимодействовать с федеральными органами власти.  Считаю, что никогда раньше проблемы республики не поднимались перед федеральным центром с такой интенсивностью и всеохватностью, как в последние годы. Безусловно, сложностей хватает. Но мы отстаиваем интересы республики.  И нас слышат. В первую очередь мы  говорим о том, чтобы все существующие федеральные программы в обязательном порядке распространяли свое действие на территории нашего региона.  И во многом это нам удаётся.
Результаты нашей работы отражаются в статистических данных, которые показывают, что  Республика Саха (Якутия) в период с 2010 по 2012 год не растеряла своих лидерских позиций на Дальнем Востоке, а наоборот укрепила их. И не случайно нынешней весной в Якутске состоялось судьбоносное для дальневосточников заседание Государственной комиссии под председательством Д.А.Медведева, на котором было принята Государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Конечно,  и нерешенных проблем остается немало. Нам предстоит еще очень много думать над тем, как улучшать ситуацию по отдельным позициям. Как добиться качественных перемен, которых ждут якутяне. Изучать, просчитывать, сравнивать. И приходить к разумным решениям, нащупывать нестандартные механизмы. Поэтому дальше буду говорить не только об успехах. Но и о тех вопросах, где есть недостатки. Где нам еще по разным причинам не хватает сил и возможностей. На такие вопросы просил бы вас обращать особое внимание.

***

Уважаемые народные депутаты!
С 2010 по 2012 год нам удалось обеспечить рост экономики и в целом улучшить качественные показатели уровня жизни населения республики.
Объем валового регионального продукта по итогам 2012 года превысил полтриллиона рублей с реальным ростом на 10%  по сравнению с 2010 годом. Благодаря этой динамике, за три года увеличилась численность экономически активного населения. Медленно, но сокращается уровень безработицы. Растут реальные денежные доходы населения.
Экономика республики существенно влияет на показатели Дальневосточного федерального округа в целом. По итогам прошлого года Якутия занимает первое место в регионе по объему инвестиций в основной капитал, добыче угля, валовому надою молока, обороту общественного питания.
Мы также занимаем второе место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по вводу жилья в абсолютном выражении,  по сальдированному финансовому результату предприятий.
В Российской Федерации Якутия находится на высоких позициях по индексам развития регионов. По сводному индексу социально-экономического положения за 2012 год мы на 13 месте, по инвестиционной привлекательности – на 9 месте, по сводному индексу бюджетной системы на 11 месте, по индексу развития реального сектора экономики – на 14 месте.
По оценке ведущих международных рейтинговых компаний, республика впервые получила инвестиционную категорию рейтингов. Сегодня подобный рейтинг, кроме нас, имеют только Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Это позволяет нам вести и дальше устойчивую инвестиционную политику.
Якутия входит в состав немногих регионов страны, сохранивших естественный прирост населения – по этому показателю мы занимаем в стране 7 место.
Таким образом, Республика Саха (Якутия) становится конкурентоспособной среди других субъектов Российской Федерации.

***
В республике обеспечено ежегодное увеличение инвестиций в основной капитал. С 2010 по 2012 год в экономику региона привлечено более 500 миллиардов рублей, что значительно превышает уровень предыдущих трех лет.
Это означает, что наши бюджетообразующие предприятия получают новые возможности для реализации стратегически важных проектов. Как следствие, повышаются налоговые отчисления в казну республики, возрастает потенциал для решения социальных задач.
По будущему строительству автодорожного мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о проведении конкурса на заключение концессионного соглашения.
Мы добиваемся эффективной социальной политики бизнеса. Помимо традиционных социально-ориентированных компаний, таких как «АЛРОСА», значительные вложения в социальную и транспортную инфраструктуру осуществляют «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и другие. Отдельно следует отметить заключение соглашения с «Газпромом» по освоению Чаяндинского месторождения с уникальными запасами газа, гелия и нефти.
За счет активных геологоразведочных работ растет потенциальная ценность разведанных запасов на территории Якутии. Но для их освоения требуются не просто инвесторы, а инвесторы добросовестные. Имеющие не только стратегические интересы, но соответствующие ресурсы и возможности.
Необходимо дальнейшее ужесточение контроля за выполнением недропользователями условий лицензионных соглашений. Сегодня мы уже имеем более 200 недропользователей, владеющих 480 лицензиями на разведку и добычу полезных ископаемых. При этом выявлены нарушения со стороны Эльконского горно-металлургической компании, Якутской топливно-энергетической компании, компаний «Иреляхнефть» и «Сахаолово».
Параллельно мы и сами должны создавать комфортные условия для привлечения инвестиций. Однако у нас до сих пор еще не задействованы такие институты развития, как Региональный инвестиционный фонд, Центр развития государственно-частного партнерства, Агентство по привлечению инвестиций. Замечу, что это – зона ответственности Министерства экономики и промышленной политики республики.
Недостаточно инвестиций мы вкладываем в опережающее развитие Арктической зоны. За три года в строительство 26 объектов вложено всего 1 млрд. 840 млн. рублей, то есть  менее 5% общего лимита Инвестиционной программы республики. Ситуация постепенно должна выправляться. В этом году в Арктической зоне планируется ввести 9 объектов, начато строительство еще 28 объектов.
Подытоживая тему привлечения инвестиций и развития промышленности, хочу сказать следующее. Мы не разбазариваем ресурсы направо и налево. А заботимся о том, как использовать недровые богатства республики на благо каждого якутянина. Нарастающая динамика налоговых поступлений в бюджет региона – лучшее тому подтверждение.

***

Уважаемые товарищи!
Эффективность и качество производства в условиях рыночной экономики становятся определяющими факторами. А добиться эффективности без модернизации невозможно.
В республике созданы институты развития инноваций – Венчурная компания «Якутия», Технопарк «Якутия», Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета, Центр интеллектуальной собственности при Академии наук. Господдержку получили 80 малых инновационных предприятий. Завершено создание первой очереди Федерального криохранилища семян растений, а также строительство научно-исследовательской станции на острове Самойловский в Булунском улусе.
Налажено производство современных видов теплоизоляции из базальтовых материалов. Проводятся испытания по использованию светодиодной продукции.
Но есть и недочеты. Несмотря на поддержку науки, кооперация бизнеса и высшей школы идет медленно. Созданный Центр стратегических инициатив только формируется.  До сих пор не проведен, как требовалось, технологический аудит промышленных предприятий, чтобы определить их запросы на научное сопровождение. Думаю, руководство Государственного комитета по инновационной политике и науке и Министерство экономического развития сделает необходимые выводы.

***

Позитивные сдвиги в экономике благотворно отражаются на бюджетной политике региона.Общие доходы консолидированного бюджета республики за три года увеличились на 33% – до 140 млрд. рублей, в том числе собственные доходы – на 43% (до 81 млрд. рублей).
Ведется эффективная работа по управлению государственными долгами – за три года доля государственного долга к собственным доходам бюджета снизилась с 34 до 22 процентов.
Нехватка средств в муниципальных образованиях серьезно ограничивает возможности для реализации полномочий местных органов власти и удовлетворения запросов граждан. Поэтому мы занимаемся укреплением финансовой обеспеченности муниципалитетов.
Огромные средства вкладываются в развитие столицы республики. За три последних года городской округ Якутск получил из бюджета республики более 15 млрд. рублей.
Тем не менее, особенно в сельских поселениях, несоответствие публичных обязательств местных властей и финансовых возможностей для их исполнения по-прежнему остается одной из самых болезненных проблем местного самоуправления, что сказывается на социальном самочувствии граждан.  При этом анализ ситуации на местах свидетельствует:  многие муниципалитеты не используют до конца весь свой имущественный и природно-ресурсный потенциал для управления местными налогами и пополнения собственной доходной базы.

***
Уважаемые коллеги!
В улучшении качества жизни преобладающую роль играет повышение уровня денежных доходов населения.
В республике утверждена Концепция повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы. Республиканским соглашением с 1 января 2014 года минимальная зарплата должна быть установлена в соотношении 100 процентов к величине прожиточного минимума. В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года мы должны изыскать источники покрытия нарастающего дефицита средств на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Если в этом году дефицит составляет 1,8 млрд. рублей, то в следующем году – составит уже 4,8 млрд. рублей.
За три года доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась. Этому способствовало не только опережающее увеличение зарплаты отдельных категорий работников, но и рост доли социальных выплат в структуре денежных доходов населения.
Количество видов социальной поддержки увеличилось. Суммарная индексация размеров социальных выплат и пособий в течение 3 последних лет сложилась аналогичной индексу потребительских цен и тарифов (на 20%).
С начала реализации Республиканского материнского капитала «Семья» сертификаты выданы более чем 6 тысячам семей. Около 60%  из них направили средства на улучшение жилищных условий, 32% – на приобретение транспорта.
Минувший год стал поворотным в части обеспечения жильем детей-сирот – более 700 из них стали обладателями собственного жилья. Тем самым практически ликвидирована многолетняя очередь. Целевой задачей остается для нас организация воспитания в приемных семьях всех детей-сирот.
В части организации беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в прошлом году были предусмотрены работы только по 31 объекту, что совершенно не может нас устраивать. Напомню правительству, что на всей территории республики определено 220 первоочередных объектов, подведомственных 5 министерствам.

***

Якутия – сложнейший в природно-климатическом и географическом плане регион Российской Федерации. Поэтому отдельное большое направление нашей работы – вопросы жизнеобеспечения людей.
В целях повышения мобильности населения ежегодно увеличивается объем дотирования внутриулусных рейсов – в прошлом году перевезено 73 тысячи пассажиров, которые уплачивали в среднем 27% от себестоимости перелета.
С прошлого года начат пилотный проект по субсидированию половины стоимости перелета от районных центров арктической зоны до узловых аэропортов Якутск и Полярный. Работу в этом направлении будем продолжать.
Благодаря созданию Дорожного фонда республики, кратно увеличен объем ремонта дорог и сооружений.  В целом за три года построено 125 км дорог и более 1 тысячи метров мостов, отремонтировано более 1 тысячи километров дорог. Проблемы строительства и ремонта автодорог накапливались десятилетиями, и требуют от нас более смелых решений.
На завершающей стадии находится строительство железнодорожного вокзала в Нижнем Бестяхе. Начаты работы по массовому ремонту авиационных площадок. За счет господдержки авиакомпанией «Якутия» получено 2 самолета «Сухой СуперДжет» и 1 самолет «Бомбардье». Еще 2 «Бомбардье» будут получены в этом году.
За 3 года построено более 300 км газопроводов, газифицировано более 14 тысяч жилых домов и квартир, десятки производственных объектов и котельных.

***

Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем было объявлено приоритетом государственной политики республики.
За три года введено 978 тыс. квадратных метров жилья, в том числе более полумиллиона квадратных метров индивидуального жилья. На обеспечение жильем из бюджетов всех уровней за 3 года направлено более 9 миллиардов рублей. Но общий удельный вес ветхого и аварийного жилья пока остается одним из самых высоких по России – почти 14% от общего объема.
Благодаря увеличению объемов и видов государственной поддержки по обеспечению жильем ежегодно увеличивается количество выданных ипотечных кредитов – только в 2012 году выдано 5,5 тыс. кредитов на общую сумму около 10 млрд. рублей.
В этом году должны быть полностью решены вопросы возмещения ущерба пострадавшим от недобросовестных застройщиков, признанных таковыми по решению суда.  Будет завершено строительство жилищного фонда социального использования – для ветеранов и инвалидов в Якутске и еще в шести населенных пунктах республики.

***

Может быть не столь заметны положительные сдвиги в сфере ЖКХ. Но они тоже есть. За три года на модернизацию коммунальной инфраструктуры направлено почти 20 млрд. рублей. Построено и реконструировано 174 котельных, заменено более 450 км инженерных сетей. Как результат, уровень износа коммунальной инфраструктуры снизился.
Успешно внедряются новые технологии ресурсосбережения. Опыт эксплуатации энергоэффективного дома в Жатае показал ежегодную экономию в размере полумиллиона рублей. Апробируется механизм заключения энергосервисных договоров, суть которых состоит в отложенном финансировании энергоэффективных мероприятий за счет сэкономленных средств. Для примера – в прошлый отопительный сезон только по 29 учреждениям Горного и Усть-Алданского улусов получена экономия в размере 22 млн. рублей.
В целом уровень окупаемости жилищно-коммунальных услуг составляет 43%, в арктической зоне – от 7 до 30%, что дает возможность населению республики уплачивать жилищно-коммунальные услуги по тарифам, наименьшим в Дальневосточном федеральном округе.  Основное бремя расходов берет на себя региональный бюджет – в прошлом году на ЖКХ было израсходовано в общей сложности 17 млрд. рублей, или 13% расходной части бюджета республики.
Вместе с тем, принятие таких мер и рост платежей за услуги ЖКХ не сопровождается повышением качества услуг, что вызывает обоснованные претензии.  Почему так происходит?
Во-первых, очевидно, что проблемы ЖКХ связаны не только с недобросовестностью отдельных коммунальных служб, но с низкой конкуренцией или ее отсутствием на этом рынке.
Во-вторых, механическое создание товариществ собственников пока далеко не всегда меняет отношение собственников жилья к управлению своими домами. За два последних года созданы ТСЖ с охватом более 2 тысяч многоквартирных домов. Несмотря на это, коммунальные службы на местах зачастую не чувствуют должного контроля со стороны владельцев жилья. И соответственно работают, спустя рукава. То есть правовая неграмотность собственников жилья остается огромным пробелом, который не позволяет нам переломить ситуацию в сфере ЖКХ.

***
Уважаемые коллеги!
Расходная часть государственного бюджета республики сохраняет социальную направленность.
За счет освоения почти 8 млрд. рублей по программе модернизации здравоохранения за два последних года мы впервые добились исполнения установленных индикаторов по качеству оказания медицинской помощи. Единственный недостаток:  как и во многих других регионах России, в Якутии в 2012 году несколько увеличился показатель младенческой смертности. Это связано с изменением методики, переходом на международные требования к регистрации живорожденных с экстремально низкой массой тела. Именно по этой причине мы добились, чтобы в Якутске был построен новый современный перинатальный центр.
Развернуто 46 офисов общей врачебной практики с охватом 65 тысяч человек, потребность составляет еще 30 офисов.  За три года введено 18 фельдшерско-акушерских пунктов, что является недостаточным объемом при наличии 209 эксплуатируемых зданий. В этой связи моя встреча с министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой на этой неделе дала ответы на многие вопросы. Уверен, в скором времени мы доведем наши предложения до принятия конкретных решений.
Проводимые в республике антиалкогольные мероприятия дают эффект. Потребление спиртного за последние три года официально снизилось. Хотя, безусловно, работу в этом направлении нужно расширять. Но это как раз тот аспект, где многое зависит от самих людей, от инициативности и сознательности населения на местах.
Ежегодно растет объем финансирования на развитие физкультуры и спорта в республике (до 1,6 млрд. рублей). Количество жителей Якутии, систематически занимающихся физкультурой и спортом, увеличилось до 22% от общей численности населения. Становятся более доступными спортивные сооружения в столице и в районах республики. В конце прошлого года создано 7 детско-юношеских спортивных школ на 30 тысяч детей по опорным видам спорта. Заметно, что ценности здорового и трезвого образа жизни, занятий физической культурой и спортом в последние годы стали для жителей Якутии более значимыми. Причем самодеятельная активность граждан в этом отношении, может быть, даже опережает усилия властей.
В рамках реализации программы модернизации образования за 3 последних года доля ветхих и аварийных школ сократилась.  Расходы на 1 ученика за последние 2 года за счет всех источников в государственных и муниципальных школах возросли. В совокупности на обучение 137 тысяч учащихся в прошлом году было затрачено более 18,5 млрд. рублей.
Формируется региональная система оценки качества образования.
Наряду со строительством не менее 10 школ, с 2010 года обеспечивается ввод не менее 10 детских садов ежегодно. Доля зданий дошкольных учреждений, требующих капремонта, снизилась с 31 до 21%. При этом в очереди на поступление  в дошкольные  учреждения  по-прежнему состоит 11,5 тысяч детей.
С этого года намечена реализация инвестиционного проекта с участием Всемирного банка по строительству 85 детских садов стоимостью 3,6 млрд. рублей.  Но ещё не отобраны типовые проекты детских садов. Министерству архитектуры и строительного комплекса совместно с министерством образования необходимо ускорить принятие соответствующих решений.

***
Уважаемые народные депутаты!
Самобытная культура народов Якутии получает определённую поддержку. В рамках республиканских, всероссийских и международных мероприятий достойно выглядят наши творческие коллективы, наши таланты-самородки.
За три года расходы на содержание и укрепление материальной базы учреждений культуры возросли в 1,5 раза. В  результате на 1 работника культуры тратится почти полмиллиона рублей в год. Это неплохо. Вместе с тем, работа по совершенствованию системы управления учреждениями культуры фактически не проведена.  Как следствие –  развитие идет неравномерно. Если на одно республиканское учреждение культуры приходится в среднем 78 работников, то на одно муниципальное учреждение культуры – менее 6 человек. Хотя численность работников культуры за последние годы возросла.
Министерством культуры  и духовного развития не выполняется задача по созданию Президентской сети центров культуры и творчества в районах республики, а также наслежных многофункциональных культурных комплексов, объединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, детскую школу искусств.
Напомню еще раз о том, что я говорил в своем ежегодном Послании три месяца назад. Если мы хотим добиться высокой конкурентоспособности республики в будущем, то должны обеспечить морально-нравственную опору для подрастающего поколения.

*** 
Сегодня мы распространяем среди молодого поколения общественное  мнение о востребованности и доходности специальностей начального и среднего профессионального образования. Обеспечен ежегодный рост размера стипендии обучающихся в учреждениях начального и среднего профобразования, с прошлого года установлены 100 стипендий президента республики и 45 стипендий Министерства образования и науки России. Введены в эксплуатацию 2 техникума. Считаем, что на федеральном уровне должны быть приняты отдельные программы в этом направлении.
Положительные сдвиги есть. С отличной инициативой выступила республиканская газета «Эдэр Саас», организовав десант «Молодежь Якутии –  в промышленность». Хотелось бы, чтобы подобные практические шаги становились трендом.
В  результате заключения 12 соглашений с крупными компаниями за 3 года мы смогли трудоустроить всего чуть более 1 тысячи молодых специалистов. При этом показатель их закрепляемости пока составляет 77%. На этом фоне через службы занятости на неквалифицированные работы в промышленности ежегодно привлекается более 10 тысяч человек.  Эту картину надо менять. Иначе якутяне не смогут стать полноправными участниками промышленного освоения республики и не получат от этого ожидаемых выгод.
Прошу Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров республики принять это в качестве замечания и требования.

***
В последние годы принят целый комплекс мер по поддержке предпринимательства. Внедрена патентная система налогообложения, льготная аренда и выкуп государственного имущества, в два раза снижена налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения.
Все это позволило только в 2012 году создать около 3 тысяч дополнительных рабочих мест, сохранить 5,6 тысяч действующих рабочих мест. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составляет около 50 тысяч единиц.
Начата активная поддержка предпринимателей, занимающихся народными художественными промыслами, социальным обслуживанием населения, туристическими услугами.
Есть затруднения в реализации мероприятий по снижению административных барьеров для предпринимателей в сфере доступности энергетической и инженерной инфраструктуры, градостроительной политики, государственных и муниципальных заказов.
Субъекты малого и среднего бизнеса являются основными плательщиками по специальным налоговым режимам, доход от которых в консолидированный бюджет республики год от года нарастает. По итогам 2012 года он составил 2,4 млрд. рублей с ростом на 26 процентов.

***

При встречах со мной большинство селян заявляют, что жизнь у них стабильная.  Возникает вопрос: почему в отличие от горожан, сельские жители менее требовательны к условиям своей жизни? В этом тоже есть недостаток. Ведь качество жизни меняется только тогда, когда  повышаются запросы граждан. Стабильность – это неплохо. Но от стабильности нужно обязательно переходить к повышению качества жизни. Иначе стабильность рано или поздно приводит к стагнации.  Перемены к лучшему необходимы!
Вот почему в прошлом году появился указ о комплексном развитии села. В рамках объявленного в республике Года села Правительство РС(Я) на днях внесет для утверждения отдельную программу комплексного развития села на ближайшие 5 лет.
Осуществлена передача части государственных полномочий по поддержке сельского хозяйства муниципальным районам. В прошлом году им направлена одна треть средств господдержки, или 2,5 млрд. рублей. Также достигнуто установление закупочной цены на молоко в размере не менее 30 рублей в 10 районах и городе Якутске.
В 2012 году обеспечено кратное увеличение объема капитальных вложений в сельское хозяйство за счет бюджетов всех уровней до более чем 1,5  млрд. рублей  с привлечением свыше 2 млрд. рублей внебюджетных средств.
Проводится целенаправленная работа по упорядочению объектов муниципальной собственности и земель сельскохозяйственного назначения. Уже имеются топографические планы более 100 населенных пунктов, схемы рационального использования земель 100 поселений, кадастровые паспорта сельхозугодий для 200 с лишним родовых общин и более 500 сельхозорганизаций и крестьянских хозяйств.
Так же, как я говорил в своем нынешнем Послании, мы должны предельно упростить систему субсидирования сельхозпроизводства, с учетом дальнейшей передачи части полномочий по поддержке отрасли на уровень сельских поселений.
Пока перемены в аграрном секторе в целом идут не так быстро.       Мы только начали работу по улучшению инфраструктуры села. Проблема обеспечения чистой водой ставится населением большинства населенных пунктов. Более трехсот населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автодорогам с твердым покрытием.
Еще один отрицательный момент. До сих пор не принят действенный механизм установления гарантированного уровня заработной платы основным работникам животноводства с учётом бюджетных вливаний. Здесь явно чувствуются организационные недоработки Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я).
Но с другой стороны, в очередной раз хочу повторить, что очень многое на местах зависит от глав муниципальных образований.
 Для оказания практической помощи в прошлом году за каждым наслегом закреплены представители министерств и ведомств, предприятий и учреждений, общественных организаций. Они должны оказывать поселениям всемерное содействие в решении текущих проблемных вопросов, включая сезонные работы.

***
Внедряя электронное правительство и создавая сеть Многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг, мы последовательно снижаем коррупциогенность органов власти, исключая прямые контакты заявителей с чиновниками.
Проводится работа по переводу всех госзаказов через созданный Госкомитет по размещению госзаказов.
В интересах социально-экономического и инновационного развития республики необходимо, чтобы все жители Якутии беспрепятственно и уверенно использовали в работе и в жизни информационные технологии. Проблема доступности Интернет-связи на огромной территории республики еще не устранена окончательно. В этом плане мы по объективным причинам отстаем от остальной России. Тем не менее, в 2012 году завершены работы по строительству магистральной волоконно-оптической линии связи «Тында – Якутск».  Последовательное развитие телекоммуникационной инфраструктуры республики, в конечном итоге, всё равно будет способствовать не только повышению качества, но и снижению стоимости предоставления услуг доступа к сети Интернет. 
По итогам последних переговоров с «Транстелекомом» достигнута предварительная договоренность о снижении тарифов на доступ в Интернет для юридических лиц на 28% с 1 мая и еще на 23% с 1 сентября этого года.

***
Сегодня граждане очень требовательны к деятельности органов власти. И это справедливо. Потому что свободные от контроля общества государственные и муниципальные чиновники, как правило, незаметно утрачивают связь с ним. Как следствие, могут приниматься решения, далекие от  интересов населения. Если люди хотят, чтобы власти работали эффективно, появление общественного контроля становится необходимым. Однако важно правильно понимать, что это такое.
Общественный контроль не должен сводиться только к подозрениям или голым обвинениям в коррупции представителей власти. Хотя большинство чиновников – порядочные и честные люди.
Дальше. Общественный контроль иногда ошибочно трактуется как абсолютное перекладывание ответственности на плечи народа. Это тоже неправильно. Главную ответственность за все, что происходит в республике или в отдельном муниципальном образовании, всегда несли, и будут нести органы власти.
На самом деле общественный контроль – это в первую очередь активное наблюдение за действиями властей и сотрудничество с органами власти. Участие в выявлении тех или иных проблем. Публичное обсуждение и оценка качества решения этих проблем. При необходимости выработка альтернативных решений.
Поэтому очень надеюсь, что нынешний состав парламента успеет принять инициированный мной республиканский закон «Об общественном контроле в РС(Я)», где будут чётко прописаны и закреплены полномочия общественных советов, порядок их работы, процедуры контроля. Добавлю, что общественные советы до сих пор появились еще не во всех органах государственной власти и муниципальных районах.
Созданная в 2011 году Общественная палата РС(Я) начинает активизироваться. Считаю, что ее координирующая роль могла быть гораздо более заметной.  Она нужна нам. Так же, как нам нужны и Торгово-промышленная палата РС(Я) и Федерация профсоюзов РС(Я), которые представляют собой проверенные временем фундаментальные институты развития гражданского общества.
В целом по республике общественная активность понемногу пробуждается. Чувствуется, что с каждым днем всё больше якутян хотят участвовать в общественной жизни. Люди приходят к пониманию того, что надо не только подчеркивать свои гражданские права, но и выполнять свои гражданские обязанности. Иначе говоря, брать на себя ответственность за общественное самовыражение, за собственную самореализацию, за свое собственное здоровье, за воспитание своих детей, за чистоту и благоустройство своих дворов и так далее и так далее.
Именно такие вещи я называю встречным движением общества. Нехитрым дополнением к усилиям республиканской власти, которые в совокупности с усилиями самого общества дают гораздо более зримый результат.
Но для того чтобы встречное движение общества и власти усиливалось, нужна бесперебойно работающая система диалога власти, общества и СМИ. Настоящими площадками для диалога власти и общества стали отчеты исполнительных органов власти перед населением, ежегодно проводимые с конца 90-х годов. Отчетами охватываются все муниципальные образования республики. По предварительным данным в 2013 году в отчете приняли участие более 30 тысяч человек, принято к рассмотрению правительством республики более 500 предложений. Это уникальный для всей России опыт, когда любой человек в любом населенном пункте имеет возможность ставить любые вопросы напрямую перед чиновниками. Возможность общаться и договариваться снимает многие проблемы сразу, учит людей отличать полномочия по уровням  власти,  а представителей власти учит держать перед обществом ответ.
Следующим важным этапом в наведении мостов между властями и обществом должны стать средства массовой информации.  Но  пока в наших СМИ проблемы республики порой до сих пор отражаются, как в кривом зеркале. В погоне за информационными сенсациями и яркой картинкой средства массовой информации часто проходят мимо по-настоящему интересных событий в республике. А самое печальное – мимо хороших инициатив общества, ради которого они и работают.
В результате того, что газеты и телевидение не всегда своевременно отзываются на реальные потребности общества, мы приходим к ситуации, при которой народ слабо информирован о своих возможностях.  А это корень многих проблем.

***

Уважаемые друзья!
Опыт показывает, что если проявлять настойчивость, можно добиваться серьезных изменений и на федеральном уровне. Тем более что многие руководители федеральных министерств и ведомств – частые гости в нашей республике.
К примеру, совместными усилиями субъектов России, но, несомненно, при решающем участии нашей республики, продлен срок деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ до конца 2015 года, а также право субъектов Российской Федерации выдавать бюджетные кредиты на сезонный завоз топлива.
По методике распределения средств субъектам Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений мы добиваемся обязательного учёта особенностей северных территорий.
Сейчас мы продолжаем взаимодействие с федеральными органами власти по целому ряду принципиальных вопросов.
Прежде всего, имеется в виду работа по проекту федерального закона о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона, где мы настаиваем на внедрении механизмов прямой поддержки людей, проживающих на Дальнем Востоке.

***
В Республике Саха (Якутия) сохраняются стабильные межнациональные отношения. По результатам социологических опросов более половины населения республики оценивают их как благополучные.  Межнациональное согласие  – это великое достояние многих поколений якутян, которые всегда дорожили северной сплоченностью и взаимным уважением всех народов, проживающих в одинаково суровых условиях нашей республики.
К сожалению, попытки разыгрывать национальную карту в политических целях периодически предпринимались и раньше. Предпринимаются они и сейчас.  Но эти попытки не должны сбивать нас с пути, вносить смуту в умы людей, особенно молодежи.  Мы должны строить общество, основанное на общих ценностях, независимо от национальности и религии.  В конечном счете, людей беспокоит не национальный вопрос, а проявления несправедливости и беззакония. И в этом смысле на передний план выходит поддержка социального согласия, воспитание нравственных, семейных и гражданско-патриотических ценностей.
Завершая свой сегодняшний отчет, хочу подчеркнуть следующее. Органы исполнительной власти республики в ежедневном режиме занимаются оперативным и плановым решением вопросов, от которых зависит качество жизни людей.  В каких-то областях это удается нам лучше, в каких-то областях успехи скромнее.
Но сегодня якутянам нужна не просто стабильность. Они ждут значительных перемен к лучшему. Это новая ситуация.
Мы стремимся продвигаться вперед абсолютно по всем позициям. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы предугадывать и упреждать проблемы, а не следовать за ними. Мы должны чувствовать пульс жизни и достигать тотального, повсеместного повышения качества жизни.  Вся наша работа, все наши решения, в конечном счете, ориентированы на это. На благоустройство городов, улусных центров и наслегов. На создание рабочих мест с достойной зарплатой. На совершенствование системы здравоохранения, образования. На строительство и ремонт дорог. На обеспечение людей доступным жильем и приведение в порядок  ЖКХ. На то, без чего немыслима жизнь в ХХI веке.
Главное, не останавливаться на достигнутом. Непрерывно думать: что еще мы можем сделать для развития? Принимаемые меры для повышения качества жизни, должны носить адресный характер, быть дифференцированными. Но при этом каждый якутянин должен осязать реальные плоды нашего с вами труда.

Уважаемые народные депутаты!
Уважаемый Виталий Николаевич!

Свой отчет на этом завершаю. Давайте продолжать работать. Несмотря на то, что срок полномочий этого созыва парламента подходит к концу, от каждого из вас жители республики будут ждать продуктивных инициатив и в дальнейшем.

Спасибо за внимание.