Large kva 2630

Доклад Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова в Совете Федерации «О перспективах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», 15 декабря 2017г.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены Совета Федерации! С момента нашей встречи в таком составе прошло ровно пять лет. За эти годы Якутия укрепила статус интенсивно развивающего региона. Сегодня в республике, где проживают всего 16% населения Дальнего Востока, генерируется 20% совокупного ВРП региона и 30% частных инвестиций.

Республика входит в первую десятку регионов России с наибольшим объёмом ВРП на душу населения. ВРП республики за последние пять лет вырос на 15%.

Мы задаем высокую планку демографических параметров на Дальнем Востоке. Ожидаемая продолжительность жизни в республике увеличилась почти до 71 года. Это наилучший показатель в нашем федеральном округе. Последние более десяти лет обеспечивается естественный прирост населения.

Тем не менее, не преодолено отставание от среднего уровня качества жизни по стране. В частности, уровень бедности в республике составляет 19,4% при среднем показателе по РФ – 13,5%. Доля ветхого и аварийного жилья составляет 15% , тогда как по РФ – 2,7%. И самая главная проблема сегодня – это слабая транспортная подвижность населения, которая  в 2,4 раза ниже, чем в среднем по стране.

На устранение разрывов в качестве жизни направлена социально-экономическая политика республики.

В 2012 году было принято постановление Совета Федерации. Исполнение постановления в целом считаю успешным, благодаря тому контрою, который вели комитеты и конкретно сенаторы.

Наиболее значимым достижением является внесение изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», согласно которому тарифы на электрическую энергию на Дальнем Востоке с 2017 года снижены до среднероссийского уровня. Эффект для республики составил более 14 млрд рублей.

Территория Якутии включена в перечень регионов с неблагоприятными условиями для производства сельскохозяйственной продукции и получает соответствующую компенсацию.

Увеличена поддержка из федерального бюджета для выезжающих из районов Крайнего Севера. За последние пять лет выдано 712 жилищных сертификатов для наших ветеранов. И другие вопросы, которые мы за эти годы ставили, в принципе реализуются. В связи с этим я бы хотел прежде всего от имени якутян, от своего имени поблагодарить, Валентина Ивановна, Вас, сенаторов за то, что вы принимаете эти решения, не оставляете наши вопросы, как говорится, под сукном, а  именно были созданы условия для их реализации и получения результатов. Спасибо вам за это.

Сегодня, по итогам заседаний комитетов Совета Федерации, подготовлен проект постановления о поддержке социально-экономического развития нашей республики.

В проект включены вопросы, непосредственно связанные с реализацией Стратегии социально-экономического развития до 2030 года, разработка которой завершена в текущем году и согласована с федеральными органами власти. Поставлена цель – стать регионом-лидером Дальнего Востока и Арктической зоны, комфортным и безопасным для полноценной реализации человеческого потенциала.

Стратегия предполагает реализацию более 400 проектов, которые создадут не менее 50 тысяч новых рабочих мест и повысят производительность труда в 1,5 раза.

Вместе с тем, основным ограничителем ускоренного развития всё равно остается труднодоступность территории.

Ключевым проектом, способным в 7 раз, по скромным расчётом, увеличить круглогодичную транспортную доступность для населения и предприятий является строительство мостового перехода через реку Лена. Сегодня мы изыскиваем возможности строительства моста через частную концессионную инициативу. Но частному инвестору необходимы гарантии, которые должны быть закреплены в государственной программе. Речь идет о включении строительства мостового перехода через реку Лена в государственную программу развития транспортной системы России, начиная с 2021 года. 

Другой серьезной проблемой транспортной доступности является система воздушных авиаперевозок. Президентом страны даны конкретные поручения по вопросам повышения транспортной доступности, развития малой авиации, в том числе аэропортов Дальнего Востока.

Сегодня в республике лишь 9 из 32 аэропортов имеют искусственное покрытие взлётно-посадочных полос. Общий износ основных фондов аэропортов составляет 80%. Необходимо сегодня восстановление финансирования из федерального бюджета реконструкции 15 аэропортовых комплексов.

Основой экономики и источником наполнения бюджета до 2030 года останутся базовые отрасли – крупный бизнес. Но, к сожалению, вопрос межбюджетных отношений, бюджетное законодательство требует дальнейшего совершенствования. В частности, требуется проведение ревизии по отношению платежей консолидированных групп налогоплательщиков. Нас беспокоит увеличение федеральной доли налогов, выплачиваемых за счёт затрат предприятий. В результате сегодня мы ощущаем сокращение налога на прибыль. При росте показателей добычи полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет республики в 2016 году составили 17,7 млрд. рублей, что почти на 40% меньше, чем в 2015 году. И в текущем году этот показатель ещё уменьшается, и мы теряем те доходы, на которые рассчитывали по долговременным нашим программам.

Мы думаем, что частичным выходом из сложившейся ситуации может стать передача субъектам определённой доли  разовых платежей за пользование недрами. Мы всё-таки считаем, это будет более справедливым. Далее в связи с этим предлагаем внести изменения в закон «О недрах»  в части включения в содержание лицензии на пользование недрами положения об условиях участия бизнеса в социально-экономическом развитии субъекта. К сожалению, в лицензионных соглашениях не отражается этот пункт, и в результате мы в очень сложных отношениях с недропользователями по привлечению их конкретного учас тие в социально-экономическом развитии  территории.

Якутия является регионом высоких социальных стандартов. Региональный прожиточный минимум на 40% выше среднего уровня по стране. Для повышения социальной защищенности мы одни из первых уравняли МРОТ с прожиточным минимумом в 2014 году.

Между тем, острым вопросом является снижение с 2015 года уровня софинансирования с 75% до 58% из федерального бюджета на выплату региональных социальных доплат к пенсиям неработающих пенсионеров. Мы считаем необходимым вернуться к прежнему уровню софинансирования.

Необходимость решения вопросов социального обеспечения также ставится в комплексных документах, проекты которых прорабатываются совместно с федеральными министерствами. Мы подходим к финишу по согласованию проекта Комплексного плана социально-экономического развития республики до 2025 года, подготовленного совместно с Минвостокразвития, который направлен на повышение качества жизни в точках роста.

Вместе с тем, продолжительное время без движения находится проект распоряжения Правительства России о долгосрочном плане социально-экономического развития до 2030 года. Мы просто сегодня просим в организационном плане поддержки по  ускорению согласования этого проекта.

И последнее. Сегодня мы проводим большие научные исследования, которые являются продолжением комплексного изучения производительных сил Якутии в 20-х годах XX века. Эта работа ведётся по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Подготовлены конкретные предложения для включения в государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2018-2025 годы», в научно-технологическую стратегию в целом по стране мы предлагаем включить определённые объёмы именно в рамках этих требований именно участие  Республики Саха (Якутия). Просим в этом нас тоже поддержать

Уважаемые сенаторы!

Первым этапом реализации Стратегии обозначен 2022 год, когда отметит историческое событие – 100-летие образования Якутской автономии.

К 2022 году запланированы мероприятия по пяти направлениям, среди которых строительство 100 социально значимых объектов, ключевым из которых является мостовой переход через реку Лена. Среди значимых объектов – крупные объекты здравоохранения (создание онкологического центра, кардиологического центра), Всемирный центр Мамонта, Парк высоких технологий – ИТ-парк. Все эти проекты  являются флагманами нашей Стратегии.

Поставлена задача довести численность населения до 1 млн. человек к 2022 году и объем валового регионального продукта к столетию республики до 1 млн. рублей на душу населения.

Уверен, что через пять лет, в 2022 году, на торжественном заседании Совета Федерации, на очередном юбилейном заседании, посвященном 100-летию Якутской автономии, будут рассмотрены первые позитивные итоги реализации Стратегии, которая поддерживается сегодня Советом Федерации.

В заключение позвольте еще раз от имени Республики Саха (Якутия) поблагодарить за проявленный интерес к вопросам развития региона, который мы чувствуем сегодня на всех площадках, где отмечается, кроме всего, 385-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и 95-летие государственности нашей республики.

Я хотел бы сегодня особо отметить то отношение, которое мы  чувствуем со стороны председателя Совета Федерации Валентины  Ивановны Матвиенко, со стороны тех сенаторов, которые каким-то образом имели и имеют отношение к нашей Якутии. Мы сегодня благодарим свои сенаторов, которые очень активно проявляют свои инициативы, поддерживают инициативы, выходящие  из недр самой Якутии.

Спасибо! Успехов вам!