Large 444

Будничная работа

Постоянно убеждаюсь в том, что информационная картина жизни, навязываемая обществу, во многом расходится с реальной ситуацией. Потому что в реальности всё намного сложнее, противоречивее, хотя, в конечном счёте, объективнее. А в информационных потоках зачастую важнее внешняя оболочка. Полнота смысла и содержания, со всеми преимуществами и недостатками, нередко подменяется там стереотипами, навешиванием ярлыков, распространением каких-то абсолютно иллюзорных понятий.

В результате создаются как бы две действительности. Одна – объективная, но неизвестная или непонятная до конца большинству людей. А вторая –слишком приукрашенная или наоборот максимально упрощённая, которую легче и выгоднее преподносить народу.

Это приводит к тому, что общественное мнение искажается, в том числе и по отношению к власти.

Может быть, кому-то работа главы и правительства кажется бесконечным праздником. Поездки, встречи, протокольные мероприятия. Там открытие конференции, здесь вручение наград. Да, необходимость выступления на официальных мероприятиях – часть нашей деятельности. Но далеко не самая главная. Львиную долю составляет совсем другая работа, будничная, как правило, однообразная, для широкой аудитории незаметная, потому что её невозможно осветить сразу и в полном объёме.

Не так давно в Москве под председательством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака прошло заседание правительственной комиссии по региональному развитию, посвящённое реформированию системы межбюджетных отношений. Скучное длинное название. Откроете вы эту новость, даже если вдруг наткнётесь на неё в новостной ленте? Пожалуй, вряд ли…

Но никто не знает, что в ходе подготовки к этому заседанию республике удалось защитить свой бюджет, доказав, что его минимальные показатели, исходящие из расходных обязательств, равны не 116 млрд, как это ранее было насчитано нам Минфином России, а намного больше. Хотя эти цифры – 116 млрд – уже были положены в основу формирования финансовой помощи на 2017 год. Несмотря на то, что реальные расходные обязательства у нас оцениваются в 191 млрд (при доходах в 186 млрд рублей).

Почему получилось такое расхождение? Дело в том, что в 2016 году была изменена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Было введено понятие «модельный» (или минимальный) бюджет, который рассчитывался Минфином России самостоятельно для всех субъектов на основе реестров расходных обязательств. Нормирование расходов происходило по нескольким направлениям, а сами расходы делились на «первоочередные» и «непервоочередные». В итоге формировался некий среднероссийский показатель, к которому потом применялись корректирующие коэффициенты, по каждому региону – разные. Таким образом и был вычислен наш «модельный» бюджет – 116 млрд рублей. И уже его размеры применялись для использования в межбюджетных отношениях, а именно для расчета распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Новая методика заставила нас задуматься, каким образом расходные обязательства республики оценили всего в 116 млрд рублей?

Начали поднимать цифры, изучать саму методику и пришли к выводу, что отдельные расходные полномочия в ней были сильно занижены. Например, новая методика не учитывала серьёзную разницу в затратах на содержание городских и сельских школ. Притом, что в нашей республике сельских малокомплектных школ – значительное количество.

Чтобы доказать это, Минфин республики выходил с предложением проверить расходы по содержанию сельских школ по всей России. И оказался прав – по всей стране сельские школы обходились казне дороже городских.

Также пришлось доказывать необходимость применения коэффициента для расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр для организаций образования и культуры, который не использовался в первоначальном варианте.

Из непервоочередных были переведены в первоочередные затраты, которые государственный бюджет республики несёт на возмещение недополученных доходов предприятий жилищно-коммунальной сферы, возникающих при государственном регулировании тарифов для населения.

Почти год республика отстаивала свои предложения на уровне Министерства финансов РФ и Правительства России.

На ежегодном совещании в Минфине РФ по определению бюджетной политики на следующий период министр финансов республики оказался единственным выступающим от всех субъектов федерации с предложениями по внесению изменений в методику разработки «модельного» бюджета. И его слова были услышаны. С учётом всех замечаний наш «модельный» бюджет вырос до 144 млрд.

Однако мы должны и впредь постоянно поднимать вопросы нормирования расходов, смотреть, чтобы везде наши региональные особенности были учтены. Это сложная работа. Требующая знаний, умения анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Такая ситуация характерна не только для бюджетной политики республики.

Смотрите… Когда Якутия входила в программу расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, планировалось расселить чуть более 232 тысяч квадратных метров жилья. На эти цели из федерального бюджета выделялось 7,4 млрд рублей. Однако благодаря работе Минстроя республики к моменту завершения программы было расселено более 491 тысячи квадратных метров. Сумма финансовой поддержки со стороны Фонда содействия реформированию ЖКХ составила 12 млрд рублей. Свыше 30 тысяч человек получили новое жильё, это вдвое больше, чем планировалось расселить изначально.

Или другой пример – из опыта работы Министерства сельского хозяйства республики. За семь лет сумма федеральных средств, выделенных на поддержку наших сельхозтоваропроизводителей, выросла с 272 млн до 1,2 млрд рублей. Разве это плохо?

Министерство транспорта Республики Саха (Якутия) ежегодно участвует в реализации федеральных целевых программ, направляя полученные субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Так, в этом году на развитие дорожного хозяйства республики было предусмотрено финансирование в размере 20,2 млрд рублей, из них 14,3 млрд – это деньги из федерального бюджета. Строятся федеральные дороги, дороги республиканского значения, возводятся мостовые переходы. Некоторые сегодня удивляются, что из Якутска до Алдана можно доехать за каких-нибудь пять часов по трассе, которую раньше иначе, как «дорогой смерти» не называли.

Минздрав республики тщательно отслеживает вопросы обеспечения льготной категории граждан бесплатными лекарствами и, в случае возникновения каких-либо проблем, планомерно отстаивает ранее поданные заявки. Продвигая тему развития санитарной авиации республики, мы добились субсидирования работ по реконструкции вертолётной площадки в Якутске. Смогли получить федеральное софинансирование на строительство онкологического диспансера.

И такие успехи есть у многих министерств и ведомств. Мы умеем отстаивать свою позицию, вести долгую и кропотливую переписку, уверенно выступать на переговорах, если нужно, переубеждать коллег.

Что это? Не показатель эффективности правительства?

Когда недавно в Якутске случилась авария на старой ГРЭС, которая была построена полвека назад, все сразу заволновались – мол, куда смотрит руководство республики? Но эта авария подтвердила, что в своё время мы абсолютно правильно поставили перед федеральным центром вопрос о необходимости укрепления энергетических мощностей центрального энергорайона. Мы постоянно говорили о рисках, об этой проблеме я информировал президента страны. И Владимир Владимирович Путин лично поддержал нас, дав поручение о строительстве Якутской ГРЭС-2. Сегодня этот объект построен и фактически запущен в эксплуатацию.

Ведётся огромная будничная работа, которую по мановению волшебной палочки не сделаешь. А 90% населения даже не догадываются об этом.

К этой теме можно будет возвращаться ещё не раз. Такая же незаметная работа ведётся и с крупным бизнесом, и с недропользователями, и с муниципальными образованиями, и с общественными структурами. И у правительства, и у меня лично её хватает.