Large %d0%94%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%b5 %d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f 1

Дорогие учителя

Роль школьных учителей, а впоследствии институтских преподавателей в моей судьбе, в моем личностном и профессиональном становлении я считаю огромной. К сожалению, сегодня приходится признавать, что многие проблемы современной молодёжи исходят, прежде всего, от нехватки сильных, преданных своему делу педагогов, умеющих не только давать знания, но и заинтересовывать учащихся, воспитывать в них характер.

Некоторые нынешние учителя часто относятся к своей профессии поверхностно, ходят на работу, как на голгофу, без желания, без интереса. Проведут занятия, заполнят журналы и скорее бегут из школы прочь, только бы не видеть надоедливых учеников, вечно бегающих, кричащих, балующихся. Какую пользу приносят такие педагоги? Избрав чуждую профессию, они и себя всю жизнь обманывают, и обществу вредят, сами того не понимая. Воспитательная функция педагогов теперь существенно отстаёт от образовательной. Нашему поколению в этом смысле повезло больше. Поэтому я всегда с благодарностью вспоминаю своих дорогих педагогов, не жалевших на нас своего времени, сил и таланта.

Директором нашей школы сначала работал Гаврил Дмитриевич Ефимов – ветеран войны, заслуженный человек, один из активных руководителей района, много сделавший для его развития.  Потом школу возглавляли Гаврил Гаврилович Кардашевский, Николай Иванович Дьячковский.

Image title

Второй класс начальной школы. Маленькие октябрята и наша первая учительница Матрёна Петровна. Я - второй слева в нижнем ряду

Когда я пошел в первый класс – это было в 1961 году – попал к прекрасной учительнице Матрёне Петровне Эверстовой, нашему классному руководителю в начальном звене. Она давала нам, несмышленым тогда малышам, первые жизненные уроки, вместе с ней мы учились не только вычитать и умножать, но и понимать, что такое хорошо, и что такое плохо. Матрёна Петровна воспитывала в нас уважение к старшим, старание, прививала чувство взаимовыручки, окружала нас материнской теплотой и вниманием. Помню, как она прикладывала к моей голове холодные компрессы и жалела, когда я ставил себе очередную шишку на лбу.

По характеру Матрёна Петровна была мягкая, доброжелательная женщина, но я почему-то из всех учителей боялся только её одну. Сказать честно, я боялся её, даже став взрослым человеком. Но всю жизнь относился к ней с благоговением, прислушивался к каждому её слову, к каждому совету.

Image title

Преподаватель географии и истории, заслуженный учитель ЯАССР Р.И. Васильев

Все учителя у нас были замечательные. До сих пор помню, как учитель географии Роман Ильич Васильев ставил нас спиной к карте и заставлял перечислять на память названия разных государств, республик, краёв, областей, рек, гор. Причем во всех его уроках присутствовал элемент состязательности, игры, и мы сами тянулись к тому, чтобы больше узнать. Мне его занятия очень пригодились в жизни. Потом экономическую географию грамотно доводила до нас Прасковья Прокопьевна Захарова.

Заслуженный учитель ЯАССР В.И.Сивцева

У меня были сильные учителя математики – Сивцева Валентина Ивановна и Санникова Аграфена Игнатьевна. Физику у нас преподавала Александра Сергеевна Яковлева, молодая русская женщина, приехавшая в Якутию по распределению из Москвы, когда мы учились в пятом или шестом классе. Поначалу мы долго проверяли её нервы на прочность, совсем не слушались, подстраивали разные пакости, запирали кабинет. Но она с честью всё это вытерпела, преодолела, и за это мы её полюбили. Александра Сергеевна до сих пор живёт в Чурапче, в своё время вышла замуж за местного парня, с которым они счастливы, вырастили детей, внуков, сейчас, наверное, уже правнуки подрастают.

А в восьмом-десятом классах физиком у нас был Иван Андреевич Никитин, отличный практик, блестящий шахматист. Все эти люди привили мне интерес к точным наукам. Благодаря их педагогическому мастерству, я никогда не испытывал проблем с физикой и математикой. Мы с моим другом и одноклассником Валентином Верховцевым настолько любили эти предметы, что в старших классах даже стали выписывать научно-популярный журнал «Квант». Неудивительно, что задачки мы щёлкали, как орехи. Контрольные решали всегда быстро, поэтому нас обычно раньше всех отпускали домой, чтобы другим не мешали. К слову, потом в институте мне также легко давалась и высшая математика.

Учитель физики И.А.Никитин

Довелось мне позаниматься и у легендарного Дмитрия Петровича Коркина. Как раз в середине 60-х годов он организовал в нашей школе секцию вольной борьбы. В маленьком зальчике, который был сооружён во время субботников около столярной мастерской. Там Коркин постелил маты, набитые обыкновенной соломой, и почти все ребята стали ходить к нему, постигать азы вольной борьбы. Первое время я тоже тренировался у Коркина, но после того, как в 1966 году секция переехала в школу-интернат, находящуюся в 3 километрах от райцентра, моя борцовская карьера завершилась. Многие ребята, с которыми я тренировался – братья Семён и Иннокентий Морфуновы, Семён Макаров, Вячеслав Карпов, Роман Неустроев и другие – перешли в интернат, достигнув потом больших спортивных успехов. Коркинская школа борьбы впоследствии стала всемирно известной, и то, что я был свидетелем её зарождения, лично знал Дмитрия Петровича, для меня очень много значит.

В среднем звене, с пятого по восьмой класс, нашим классным руководителем был Егор Егорович Сивцев, тоже очень интересный человек, большой оригинал.

Учитель математики А.И.Санникова

Но всё-таки самый значительный след в моей судьбе как учитель и наставник, как пример для подражания оставил Василий Семенович Яковлев–Далан. В нашей республике имя этого талантливого писателя и просветителя известно очень широко. Многим знакомы его литературные произведения, повести и романы. Для меня же он является в первую очередь педагогом – мудрым, справедливым, научившим меня и моих одноклассников честности и настойчивости, умению преодолевать трудности, дорожить своей Родиной, бескорыстно и гуманно относиться к людям, вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

Из воспоминаний Аграфены Игнатьевны САННИКОВОЙ, педагога, ветерана труда и тыла:

«В Чурапчинской средней школе, которая тогда носила имя героя гражданской войны в Якутии Ефима Курашова, я работала с 50-х годов. В 1965-м учебном году среди тридцати учащихся пятого класса был и Гоша Борисов.

Осенью 1966 года открылась Чурапчинская восьмилетняя школа имени А.Е.Кулаковского. Учащихся всех пятых-восьмых классов из двухэтажной школы перевели в здание бывшего интерната. Директором был назначен Г.Г.Кардашевский. Мне довелось три года учить класс Егора Афанасьевича математике. Среди его одноклассников были также Верховцев Валентин, Кузьмин Афоня, Поисеева Лана, Игнатьева Яна, Тимофеева Света, Эверстова Вера, Мохначевский Володя, Попов Саша, Борисова Света, Кривошапкин Вася, Филиппов Вася, Саввина Дуня, Сивцев Павел, Пинигин Дима, Матвеев Феликс, Толстоухов Павел и другие. Гоша среди этих детей слишком не выделялся, но никогда не был тихоней, не числился и в отстающих.

В те времена никаких калькуляторов не было. Иногда и свет уходил, занимались при свечах. Ребята всё решали, считали в уме. И потому не помню, чтобы на уроках кто-то баловался. Ученики этого класса были очень активные, во всех пионерских, комсомольских делах были первыми. Ну а на переменах носились, конечно! Как же без этого, дети же!

После восьмого класса они перешли в школу имени Курашова. В девятом-десятом классах их классным руководителем стал Василий Семёнович Яковлев, впоследствии прославившийся как талантливый писатель.

Сколько бы лет ни прошло, ребята из этого класса с большой теплотой вспоминают свою родную восьмилетнюю школу».

Фото из моего личного архива

Продолжение следует...